Дело №а-1871/2017
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 июля 2017 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – ФИО6,
с участием представителей:
административного истца – ФИО4, доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика – ФИО2, доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо - Автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков», о признании незаконным отказа и об обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> и о понуждении ответчика зарегистрировать за истцом право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по вышеуказанному адресу.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Закона <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>».
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил административный иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения административного иска, считая оспариваемый отказ законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником жилого дома лит. «А» с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности, выданным Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета ДД.ММ.ГГГГ, и регистрационной надписью КП «Бюро технической инвентаризации государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севастопольского городского Совета на нем.
ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом здания №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в соответствии с требованиями ФИО1 законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру жилой дом общей площадью 274,50 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации №.
Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило наличие сведений, полученных при проведении правовой экспертизы, о наложении ареста на вышеуказанный дом постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО7 №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю. Документы, подтверждающие снятие указанного ареста на государственную регистрацию не были представлены.
Кроме того, по сведениям Нотариальной палаты <адрес> на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, наложено запрещение на основании договора ипотеки. Информации о снятии запрещения не имеется.
В государственной регистрации права собственности отказано на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Косоуровй И.Р. от 10.08.2015 наложен арест на имущественные права, в том числе – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Также по сведениям Нотариальной палаты города Севастополя от 31.12.2014 № 816/01-16 на объекты: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: «<адрес>» и на субъект «Медведева Татьяна Михайловна» наложено запрещение на основании договора ипотеки, удостоверенного частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Абрамовой В.И. 09.04.2008 по реестровым № 972. Информации о снятии запрещения не имеется.
Судом установлено, что истцом на государственную регистрацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> было представлено свидетельство о праве собственности на указанный дом, выданное Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета 26.12.2007.
Частью 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, за исключением случаев, установленных законом города Севастополя «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя». После указанной даты ограничения (обременения) прав, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, прекращаются и исключаются из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистратором прав без подачи заявления заинтересованных лиц.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предусмотрено, что государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу нотариально удостоверенного договора об ипотеке, может осуществляться также на основании заявления нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке.
Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 20 Федерального закона № 102-ФЗ).
Вместе с тем, заявление о государственной регистрации ипотеки, либо надлежащие доказательства, подтверждающие прекращение вышеуказанных запрещений, на государственную регистрацию представлены не были. Также не были представлены документы, подтверждающие снятие ареста, наложенного судебным приставом-исполнителем.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет административный иск о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственно власти, должностного лица незаконными, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку таких обстоятельств по делу не установлено, с учетом вышеизложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя при принятии оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права и отказывает в удовлетворении административного иска полностью.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 31.07.2017.