Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Шишовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Виноградова Д.Ю.,
истца Киселевой В.В.,
представителя ответчика администрации МО Бежецкий район Лихачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бежецкого межрайонного прокурора Тверской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту жилищных прав Киселевой Валентины Васильевны к администрации Бежецкого района Тверской области об обязании предоставить Киселевой Валентине Васильевне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте Шишковского сельского поселения, жилой площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям,
у с т а н о в и л:
Межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту жилищных прав Киселевой Валентины Васильевны к администрации Бежецкого района Тверской области об обязании предоставить Киселевой Валентине Васильевне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте Шишковского сельского поселения, жилой площадью не менее 49,6 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям. Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части соблюдения администрацией МО «Бежецкий район» Тверской области требований действующего жилищного законодательства при решении вопроса о предоставлении Киселевой В.В., 1939 года рождения, жилого помещения, жилое помещение которой в свою очередь признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
В ходе проверки установлено, что Киселева R.B., зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации МО «Бежецкий район» Тверской области под №65 (основание Постановление администрации МО «Бежецкий район» Тверской области №156 от 24.11.2000 «О рассмотрении жилищных вопросов»). На основании заключения межведомственной комиссии от 05.02.2014 года №116/14 <адрес> была признана непригодной для проживания. В настоящее время Киселева В.В. состоит в списке граждан, имеющих в соответствие с Жилищным Кодексом РФ право на внеочередное получение жилых помещений, стоит под №7 (основание Постановление администрации МО «Бежецкий район» Тверской области №381 от 01.07.2015 «О рассмотрении жилищных вопросов»).
Киселева В.В. не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего ей на праве собственности.
До настоящего времени жилье Киселевой В.В. не предоставлено, что послужило основанием для её обращения к Председателю Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Хованской Г.П., поступившему впоследствии для рассмотрения в прокуратуру Тверской области. Согласно объяснению заведующей отделом ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта и связи администрации МО «Бежецкий район» Тверской области Антроповой И.В. жилье Киселевой В.В. будет предоставлено в порядке очередности.
Пункт 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, в связи с чем указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан, в том числе и Киселевой В.В., должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очерёдности (Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2008 № 85-В08-3, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 № 18-Ю" 12-92, Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2011 № 85-В11-1).
Также, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 11 сентября 2012 года по делу № 8-КГ 12-1, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Частями 5, 7 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих, обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным заколом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ими требований.
В соответствии с Решением Собрания депутатов Бежецкого района от 19.12.2017 года №338 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления части полномочий от органов местного самоуправления муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области» муниципальное образование «Бежецкий район» Тверской области приняло с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года осуществление части полномочий муниципального образования «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в том числе полномочие по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В настоящее время на МО «Бежецкий район» возложены полномочия по обеспечению проживающих на территории Шишковского сельского поселения и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Определением судьи от 10.07.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена администрация городского поселения – г. Бежецк Тверской области.
Определением суда от 18 июля 2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены администрация Шишковского сельского поселения и Киселев Андрей Леонидович.
Прокурор Виноградов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил их и просил предоставить Киселевой Валентине Васильевне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте Шишковского сельского поселения, жилой площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Киселева В.В. исковые требования поддержала и просила предоставить жилое помещение в г.Бежецке Тверской области поскольку она имеет тяжелое заболевание сердца (порок сердца) в связи с чем она часто лежит в больнице. Ездить из Шишковского поселения в город не очень удобно, больше 20 км, автобусы практически не ездят и надо своими силами добираться. Жилье в <адрес>, было предоставлено сыну колхозом, потом оно было признано непригодным для проживания. Дом полностью разрушен, она какое-то время жила одна в этом разрушенном доме. Она там проживала с 1995 г. по 2006 г. И поскольку в доме <адрес> стало невозможно проживать она взяла кредит, и они с сыном купили неблагоустроенную однокомнатную квартиру в <адрес>, которая так же признана непригодной для проживания?
Представители ответчика – администрации Бежецкого района Тверской области Мормылев Д.Ю. и Лихачева Т.В. в целом не оспаривали требования прокурора, но возражаем в части предоставления площади помещения - 49,6 кв.м. Согласно ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Мы полагаем, что в данном случае необходимо руководствоваться именно нормой предоставления права. По договору соц. найма жилье в <адрес> жилье предоставлялось из расчета 2 человек. На сегодняшний день состав семьи не изменился, так и остался 2 человека. В связи с тем, что Киселевы имеют равные права на объем жилплощади, которая указана в исковых требованиях, полагают, что к истцу будет более правильным применить площадь предоставления в соответствии с нормой предоставления, которая на сегодняшний день составляет 18 кв.м жилой площади, не учитывая площадь подсобного помещения. Это будет даже улучшать жилищные условия истца.
Третье лицо Киселев А.Л. исковые требования поддержал, но просил предоставить жилое помещение в черте г.Бежецк. По делу пояснил, что квартира в д. Михайлова Гора была предоставлена ему по служебному найму колхозом. Затем в 2000 г. совхоз развалился и жилье перешло в муниципальную собственность, никакого договора соцнайма с ним и матерью не оформлялось.
Представитель третьего лица администрации Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, заранее и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали, возражений по существу иска не представили.
Выслушав объяснения прокурора, истца, представителей ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Данные конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно ч.1 и ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся, в том числе квартиры и комнаты. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, что предусмотрено ч.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Согласно п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Как следует из положений ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
При этом нормами ст.89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности МО «Шишковское сельское поселение» (ранее Михайловогорское сельское поселение) на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом №281- от 04.09.2009 года, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги и выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 28, 29). Квартира состоит из 2 жилых комнат общей площадью 49,6 кв.м., жилой 25 кв.м. (л.д. 28, 97-102).
Законом Тверской области от 17 декабря 2015 года №118-ЗО, были преобразованы, путём их объединения, Шишковское и Михайловогорское сельские поселения- вШишковское сельское поселение.
Из пояснений участвующих в деле лиц и материалов дела следует, что договор социального найма с истцом Киселевой В.В. и третьим лицом Киселевым А.Л. не заключался. Вместе с тем представленными в суд документами подтверждается что Киселевы вселились в данную квартиру в законном порядке, имеют регистрацию по месту жительства, в связи с чем суд признает что между собственником и пользователями жилого помещения возникли фактические отношения по договору социального найма, а отсутствие договора не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Тем самым суд признает, что Киселевой В.В. и Киселеву А.Л. в бессрочное пользование на правах договора социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данная квартира расположена в многоквартирном доме, часть из которого занята нежилым помещением – детским садом (2 подъезд), а часть жилыми квартирами, что следует из справки администрации Шишковского сельского поселения и технического паспорта (л.д. 97-102, 103).
Киселева В.В. и Киселев А.Л. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, с 15.03.1995 и с 12.04.2004 соответственно, что подтверждается справкой, листком прибытия, копией паспорта истца, адресными справками (л.д. 30, 53, 66,67 91, 92).
В силу п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.№47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п.п. 42, 47, 49 вышеназванного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Полномочия по вопросам по обеспечению проживающих в Шишковском поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан в силу принятого решения Собрания депутатов Бежецкого района №338 от 19.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 переданы от органов местного самоуправления МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области органам местного самоуправления МО «Бежецкий район» <адрес>. (л.д. 21-24, 25-26).
Истец Киселева В.В. обратилась 17.02.2018 с заявлением к председателю Думской комиссии по жилищному и коммунальному хозяйству депутату Хованской Г.П. о содействии в разрешении жилищного вопроса. (л.д.11-12). Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Хованская Г.П. направила обращение Киселевой В.В. в адрес прокурора Тверской области для возможного принятия мер прокурорского реагирования (л.д. 13), которое было направлено для исполнения Бежецкому межрайонному прокурору Тверской области (л.д. 14).
В адрес Бежецкой межрайонной прокуратуры 10.07.2018 администрацией Бежецкого района был дан ответ, из которого следует, что Киселева В.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в настоящее время в списках значится под №7. В 2015 году Киселевой В.В. было предложено жилое помещение в п.Дорохово, от которого она отказалась. В настоящее время свободные муниципальные жилые помещения в г.Бежецке и Шишковском сельском поселении отсутствуют. Киселеву А.Л. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в июне 2015 года и мае 2016 года было отказано (л.д. 17).
Из представленных суду материалов следует, что Киселева В.В. зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Бежецкого района, учетный номер 1058 в едином списке, на основании постановления администрации Бежецкого района №156 от 24.11.2000 (л.д. 19).
Жилищная комиссия Бежецкого района 30.06.2015 рекомендовала главе администрации Бежецкого района поставить на учет нуждающейся Киселеву В.В. зарегистрированную по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии от 05.04.2014 №116/14 которым жилье признано не пригодным, другого жилья на правах собственности не имеет. Ранее принята на учет в качестве нуждающейся как малоимущая. (л.д. 48-51).
Согласно постановления администрации Бежецкого района №381 от 01.07.2015 Киселева В.В. поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении, поскольку жилье где она зарегистрирована по адресу: <адрес>, признано непригодным и другого жилья на правах собственности не имеет, учетный номер в списке на внеочередное получение жилых помещений 47. (л.д. 20).
Отдел по вопросам миграции Бежецкого района не обладает сведениями о том, что гражданка Киселева В.В. являлась вынужденным переселенцем не обладает. (л.д. 65).
Из письма Главного управления «Государственная жилищная инспекция Тверской области» от 25.07.2013 в адрес Киселевой В.В. следует, что в квартирах, расположенных по адресу: <адрес>, никто не проживает. Двухэтажный шестиквартирный дом. 3 квартиры находятся в муниципальной собственности, 3 квартиры в собственности граждан. Во втором подъезде дома находится помещение детского сада, находящееся в муниципальной собственности Бежецкого района. 19.07.2013 года при визуальном осмотре дома инспектором Госжилинспекции Тверской области установлено что в связи с большим физическим износом, продолжительной эксплуатацией без капитального ремонта произошло ухудшение эксплуатационных характеристик здания, снижение уровня надежности несущих строительных конструкций. Техническое состояние конструктивных элементов и инженерных сетей дома не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. По результатам проверки вынесено заключение о несоответствии жилых помещений данного дома требованиям, которые предъявляются к жилым помещениям, установленным Положением ВСН 58-88(р). Заключение направлено в межведомственную комиссию МО Бежецкий район для рассмотрения и принятия решения в установленном порядке. (л.д. 83).
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Бежецкого района от 28.04.2012 №227, 05.02.2014, на основании заключения Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 25.07.2013 №3764-В, 3908-В, обследовалась <адрес> двухэтажном кирпичном <адрес> (общей площадью 45,1 кв.м), о чем составлен соответствующий акты. Данным актом обследования подтверждается, что <адрес> имеет физический износ основных несущих конструкций жилого дома и в связи с несоответствием данного жилого помещения требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, а именно на основании п.10,11,12, 14, 15, 16 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 признать жилое помещение несоответствующим требованиям для жилых помещений и непригодным для проживания. (л.д. 84 оборот - 85).
Согласно технического паспорта на здание, <адрес> по адресу: <адрес>, имеет жилую площадь 25 кв.м. (л.д. 97-102, 103).
Калинин А.В. имеет в собственности жилые помещения по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес> (1/13 доля с праве). (л.д. 87).
Жилое помещение квартира по адресу: <адрес>, признана не пригодной для проживания, что подтверждается распоряжением администрации Бежецкого района №156-р от 16.03.2016 (л.д. 80), актом обследования помещения от 11.02.2016 №212/16 (л.д. 81), заключением об оценке соответствия помещения требованиям … от 11.02.2016 №212/16 (л.д. 82).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. №376-О-П, от 3 ноября 2009 г. №1367-О-О и №1368-О-О, от 1 декабря 2009 г. №1548-О-О, от 23 марта 2010 г. №330-О-О и №331-О-О, от 19 октября 2010 г. №1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Установлено, что помещение, в котором проживала Калинина В.В. представляет опасность для жизни и здоровья человека, является непригодным для проживания. Сведений о предоставлении Калининой В.В. на настоящий момент жилого помещения, пригодного для проживания, материалы дела не содержат. Указанное стороной ответчика не осаривалось.
Учитывая изложенное в совокупности с приведенными нормами действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором в интересах Калининой В.В. требований об обязании органа местного самоуправления незамедлительно предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, суд отмечает, что предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) жилищного фонда у ответчика для предоставления гражданам.
Разрешая заявленные требования, суд также обращает внимание, что в силу положений ст.57 и ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилых помещений, приходит к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому не менее 25 кв.м. жилой площади, в черте МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.
При разрешении настоящего спора необходимо учитывать, что Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, в связи с чем указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, по мнению суда, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан, в том числе и семье Калининой В.В., должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 сентября 2012 года по делу N 8-КГ 12-1, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора Тверской области в интересах Киселевой Валентины Васильевны к администрации Бежецкого района Тверской области удовлетворить.
Обязать администрацию Бежецкого района Тверской областиво внеочередном порядке предоставить Киселевой Валентине Васильевне по договору социального найма благоустроенное, пригодное для проживания и отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области, жилое помещение, в виде отдельной благоустроенной квартиры, жилой площадью не менее 25 кв.м., отвечающей санитарным и техническим требованиям и находящейся в черте населенного пункта – МО «Шишковское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 03.09.2018.
Председательствующий