Решение по делу № 2-285/2019 ~ М-155/2019 от 01.02.2019

Дело № 2-285/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2019 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Якушкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл к Мурзину С. В. о признании недействительной (ничтожной) сделки, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки,

Установил:

Администрация Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее Администрация Помарского сельского поселения) обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Мурзину С.В. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером , площадью 1012 кв.м., по адресу: <адрес>, между администрацией Помарского сельского поселения и Мурзиным С.В., применении последствий недействительности (ничтожности) сделки путем обязания Мурзина С.В. возвратить муниципальному образованию Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий Эл указанный земельный участок, по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указанно, что на основании постановления Администрация Помарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между сторонами, ответчику на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ на срок двадцать лет предоставлен указанный земельный участок. Поскольку при предоставлении данного земельного, нарушена процедура, в связи не опубликованием на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещения о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером заявлены указные требования.

В судебном заседании представители истца Администрации Помарского сельского поселения Щукина Т.В., также представитель администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл (по доверенности), Калабашкин А.В. (на основании решения) уточненные требования поддержали, пояснили аналогичное изложенному в иске с уточнением. Дополнили, что основанием признания сделки недействительной, также является нахождение спорного земельного участка в зоне ПР-1 – прочие территории, где не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства. О не опубликовании на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещения о возможном предоставлении гражданам и юридическим лицам земельного участка с кадастровым номером , истцу стало известно после получения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ из Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Марий Эл, поскольку указанный участок предоставлен в аренду прежним руководителем Администрации Помарского сельского поселения Ф.И.О. В настоящее время принимается постановление об отмене постановления Администрации Помарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Ф.И.О. является родным братом жены ответчика.

В судебном заседании ответчик Мурзин С.В. с требованиями не согласился, поскольку его вины в нарушении процедуры предоставления земельного участка не имеется. Не оспаривал, что на момент предоставления спорного участка, состоял в зарегистрированном браке с родной сестрой Ф.И.О., однако фактические брачный отношения были прекращены. Строений на земельном участке не имеется.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, муниципального образования Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив генеральный план МО «Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий Эл», правила землепользования и застройки МО «Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий Эл», материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ Мурзин С.В. обратился к главе Администрации Помарского сельского поселения Ф.И.О. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, согласно прилагаемой схемы, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1012 кв.м. в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (л.д.48, 9).

В издании "Волжские вести" от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано о возможности предоставления Администрацией Помарского сельского поселения земельного участка гражданину, расположенного <адрес>, из земель населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, площадью 1012 кв.м., в центральной части кадастрового квартала , согласно схемы з/у. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для указанных целей в течении 30 дней со дня опубликования настоящего извещения вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (л.д.15).

Постановлением главы Администрации Помарского сельского поселения Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов Мурзину С.В., площадью 1012 кв.м., с разрешенным использованием – личное подсобно хозяйство, адрес: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала . Утверждена прилагаемая схема участка. Условием предоставления участка является проведение Мурзиным С.В. кадастровых работ по его образованию в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка (л.д.8, 9).

Из межевого плана подготовленного ООО «Терра» ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заданию Мурзина С.В. кадастровым инженером Ф.И.О. определены координаты границ, образуемого земельного участка по адресу: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала (л.д.11-13).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов – для личного подсобного хозяйства, площадью 1012 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес> (л.д.28-29).

Постановлением Администрации Помарского сельского от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О. Мурзину С.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1012, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.10).

По договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Помарского сельского поселения и Мурзиным С.В., последнему на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ на срок двадцать лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером (л.д.3-5).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером передан Администрацией Помарского сельского поселения Мурзину С.В. (л.д.6).

Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.28-29).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в адрес Администрации Помарской сельского поселения вынесено предупреждения с указанием на необходимость расторгнуть договор аренды земельного участка , в связи с нарушением пункта 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ при предоставлении земельного участка (л.д.16-18).

ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено ответчику уведомление с предложением расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20).

Ссылаясь на то, что договор аренды находящегося в собственности муниципального образования Помарское сельское поселение земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен с нарушением действующего законодательства, вследствие чего является недействительной сделкой, Администрация Помарского сельского поселения обратилась в суд с настоящими требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 Постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ" указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Согласно части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

В извещении указываются сведения, установленные частью 2 статьи 39.18 ЗК РФ.

При этом в силу части 3 статьи 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как установлено частью 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В силу части 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

В свою очередь в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 7 статьи 39.18 ЗК РФ).

Таким образом, целью регулирования статьи 39.18 ЗК РФ является выявление препятствий для реализации главами КФХ и гражданами прав на получение земельного участка без проведения торгов (выявления конкуренции в отношении возможных к предоставлению земельных участков). Изложенная направленность правового регулирования обуславливает установленную законодателем обязанность уполномоченного органа обеспечить информирование всех заинтересованных в получении соответствующего земельного участка лиц.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Мурзин С.В. обратился к главе Администрации Помарского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 1012 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала , на праве аренды, для личного подсобного хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

Согласно сведений представленных истцом с сайта www.torgi.gov.ru извещение о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером не опубликовывалось (л.д.42, 54-57).

С учетом изложенного, не опубликование извещения о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером , свидетельствует о несоблюдении Администрацией Помарского сельского поселения требований пункта 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в части размещения извещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При этом опубликование извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе в отношении спорного земельного участка лишь в официальном печатном издании "Волжские вести", в отличие от официального сайта торгов, не способно в должной степени обеспечить информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении вещных прав в отношении спорного земельного участка и участие в аукционе, поскольку тираж газеты является количественно и территориально ограниченным.

Таким образом, информация о предстоящем аукционе на право заключения договора аренды земельного участка предоставлена Администрацией Помарского сельского поселения небольшому кругу лиц, которые получили (имели возможность приобрести) небольшой тираж газеты "Волжские вести". При этом оказались ограниченными права других потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов, которым в соответствии действующим законодательством предоставлено право иметь равный доступ к такой информации. Тем самым первым предоставлено преимущественное положение и приоритетный доступ к информации об аукционе.

Как уже отмечалось, согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для размещения информации, в том числе о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В связи с изложенным земельный участок с кадастровым номером предоставлен Мурзину С.В. с нарушением установленного порядка, в связи с не размещением информации о проведении торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Частью 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что с 01 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

При этом частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

При таком положении дел создается и угроза нарушения права неопределенного круга лиц, поскольку предоставления земельного участка в аренду, без соблюдения установленной процедуры, не позволяет решить о возможности использования гражданами использования данного земельного участка в не запрещенных законом целях.

В связи с изложенными обстоятельствами суд в соответствии со статьей 168 ГК РФ считает возможным в интересах законности признать недействительным (ничтожным) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером , площадью 1012 кв.м., по адресу: <адрес> между администрацией Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл и Мурзиным С.В.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Признав договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, суд считает необходимым обязать Мурзина С.В. возвратить муниципальному образованию Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий земельный участок, с кадастровым номером , площадью 1012 кв.м., по адресу: <адрес>, по акту приема передачи в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку ответчик не оспаривал, что на момент предоставления спорного участка, состоял в зарегистрированном браке с родной сестрой Ф.И.О., который ранее являлся главой Администрации Помарского сельского поселения и предоставил спорный участок, нельзя прийти к выводу, что Мурзин С.В. являлся добросовестным приобретателям для целей рассмотрения данного спора и может быть освобожден от обязанности возвратить полученное имущество на этом основании.

С учетом удовлетворенных исковых требований с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлину 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Решил:

Исковые требования администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл к Мурзину С. В. о признании недействительной (ничтожной) сделки, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки удовлетворить.

Признать договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 1012 кв.м., по адресу: <адрес> между администрацией Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл и Мурзиным С. В. недействительным (ничтожным), применить последствия недействительности (ничтожной) сделки.

Обязать Мурзина С. В. возвратить муниципальному образованию Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий земельный участок, с кадастровым номером , площадью 1012 кв.м., по адресу: <адрес>, по акту приема передачи в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Мурзина С. В. в доход бюджета городского округа «Город Волжск» государственною пошлину 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Р.Глухова

В окончательной форме решение принято 18 марта 2019 года

2-285/2019 ~ М-155/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Помарского сельского поселения
Ответчики
Мурзин Сергей Владимирович
Другие
администрация Волжского муниципального района
Суд
Волжский городской суд
Судья
Глухова Юлия Рафаиловна
01.02.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2019[И] Передача материалов судье
05.02.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2019[И] Судебное заседание
11.03.2019[И] Судебное заседание
18.03.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее