Дело № 2а-6255/2019
УИД: 16RS0050-01-2019-008371-17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Э. Тухбатуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Федеральному агентству водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки,
установил:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки, мотивируя тем, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту длительного неисполнения Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан требований водоохранного законодательства при установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы федерального водного объекта – реки Шимяковка Апастовского муниципального района Республики Татарстан. С учетом изложенного, административный истец просит обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в срок до 31 декабря 2021 года определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Шимяковка в границах Республики Татарстан в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границу береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Шимяковка в пределах Республики Татарстан, её координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; установить на всем протяжении границу водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Шимяковка в пределах Республики Татарстан посредством размещения специальных информационных знаков непосредственно на местности, в натуре, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Шимяковка с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке сведения о границах береговой линии, водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Шимяковка в пределах Республики Татарстан, включая картографические материалы в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.
Определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административного ответчика привлечено - Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан».
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, с административными исковыми требованиями согласен.
Административный ответчик, Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Заинтересованные лица: отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан», извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представители в суд не явились.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для рек, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
В силу части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016 года № 377 утверждены правила определения местоположения береговой линии, случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ) определен Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 (далее - Правила).
Согласно пунктам 3-6 Правил, установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных натерриториях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории.
Описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек осуществляется с точностью определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра».
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В соответствии с пунктом 13 Правил Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями по решению такого органа, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Согласно пункту 14 Правил местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу пункта 2 части 2 и части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: карту градостроительного зонирования.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
На основании пункта 5 Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 утвержден прилагаемый примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2006 года № 1893-р утверждено главным распорядителем - государственным заказчиком субсидий, передаваемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, и бесхозных гидротехнических сооружений, а также субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
На основании пункта 3.3.8 положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Министерство в сфере охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод на территории Республики Татарстан разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Татарстан на рассмотрение проекты законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам контроля за охраной и использованием водных объектов в пределах своей компетенции; осуществляет региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, в том числе за соблюдением водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.
В судебном заседании установлено, что на территории Апастовского муниципального района Республики Татарстан расположена река Шимяковка.
Вместе с тем, меры направленные на подготовку и направление сведений о границах береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов реки Шимяковка на территории Апастовского муниципального района Республики Татарстан в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр не приняты.
До настоящего времени установление границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный водный реестр не представлены и не включены.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика не оспорены.
Из ответа Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан» от 19 декабря 2019 года следует, что в Единый государственный реестр недвижимости сведения о береговой линии (границах водного объекта) река Шимяковка Апастовского муниципального района Республики Татарстан отсутствуют.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Таким образом, непринятие мер со стороны Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц в части реализации прав граждан на беспрепятственный доступ к реки Шимяковка в границах Республики Татарстан, являющейся федеральной собственностью.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
17 июля 2018 года между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и автономной некоммерческой организации высшего образования «Университет Иннополис» заключен государственный контракт № 18МЭ-13с, предметом которого является определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан: река Казанка и ее притоки (река Сухая, река Кисьмесь, река Нокса, река Киндера, река Солонка, река Шимякова, река Крылай, река Красная, река Атынка, река Каменска, река Верезинка, река Ия, река Каймарка, река Сула, и 4 безымянных притока)» в соответствии с условиями контракта и технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять их и оплатить.
Таким образом, водный объект, заявленный Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой, включен в Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий, переданных Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
В силу статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.
Таким образом, административное исковое заявление Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан об обязании определить ширину, границу водоохраной зоны и обязании установить информационные знаки подлежит удовлетворению. Административные исковые требования к Федеральному агентству водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.