дело №2а-1-295/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 14 мая 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебных заседаний Москвичевой А.В.,
с участием представителя административного истца Дунина А.А.,
представителя административного ответчика МВД по Республике Марий Эл Александрова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чалабиевой С.Г. кызы к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Чалабиева С.Г. кызы обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл Управление по вопросам миграции (далее МВД по Республике Марий Эл), в котором просит признать незаконным принятое им решение № 2380 об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации от 15 марта 2018 года, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца. В обоснование заявленных требований указала, что, будучи гражданкой Республики Азербайджан, получила разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. 24 апреля 2018 г. административный истец получил уведомление об аннулировании решением № 2380 от 15 марта 2018 г. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Полагает, что оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации является незаконным, поскольку ей в миграционную службу были предоставлены все необходимые документы для подтверждения ее материального положения, подтверждающие наличие средств позволяющих содержать себя в течение года со дня выдачи разрешения на временное проживание.
В судебном заседании представитель административного истца Дунин А.А. административный иск поддержал, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что находящаяся на счете в ПАО «Сбербанк России» сумма представляет собой не доход Чалабиевой С.Г. кызы, полученный в течение 2017 г., а средства позволяющие содержать себя в течение года со дня выдачи разрешения на временное проживание, что не противоречит требованиям подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного ответчика МВД по Республике Марий Эл Александров А.А., не согласившись с административным иском, дал пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на иск, указал, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации в отношении административного истца принято в соответствии с требованиями закона. Представленные сведения о денежных средствах на банковском счете не подтверждают трудоустройство истца и наличие у него возможности содержать себя и свою семью. Наличие семьи на территории Российской Федерации не освобождает административного истца от необходимости соблюдения законов Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание.
В силу п. 9 ст. 6 вышеуказанного Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Таким образом, вышеназванный федеральный закон устанавливает, что иностранный гражданин, обращаясь с заявлением о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, обязан предоставить справку о доходах, копию налоговой декларации или иной документ, подтверждающий размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание либо наличие достаточных средств, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданке Республики Азербайджан Чалабиевой С.Г. кызы разрешено временное проживание в Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Чалабиева С.Г. кызы обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл с уведомлением о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, приложив к нему выписку из лицевого счета по вкладу от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ПАО «Сбербанк России» о наличии у заявителя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действующего счета с остатком 125 000 рублей.
Должностным лицом МВД по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение об аннулировании разрешения на временное проживание Чалабиевой С.Г. кызы на основании пп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (л.д. 38-41). При этом оспариваемое решение мотивировано тем, что Чалабиева С.Г. кызы не работает, а представленная ею выписка о состоянии лицевых вкладов/счетов не является документом, подтверждающим наличие у нее доходов в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом Республики Марий Эл.
В судебном заседании представителем административного ответчика также было отмечено, что в качестве дохода иностранного гражданина могут учитываться только проценты по банковскому вкладу.
Таким образом, представленная Чалабиевой С.Г. кызы выписка из лицевого счета по вкладу в качестве документа, подтверждающего наличие у нее достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл, должностным лицом МВД по Республике Марий Эл не оценивалась.
Вместе с тем, суд отмечает, что величина прожиточного минимума в Республике Марий Эл на I квартал 2017 года для трудоспособного населения составляла 9535 рублей в месяц; II квартал 2017 года - 10047 рублей в месяц; III квартал 2017 года - 9 989 рублей в месяц; IV квартал 2017 года - 9 319 рублей в месяц.
Размер прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл, за 2017 год составил 116 670 рублей ((9535 * 3) + (10047 * 3) + (9 989 * 3) + (9 319 * 3)).
Согласно выписке из лицевого счета по вкладу, выданной 02 марта 2018 года ПАО «Сбербанк России» у Чалабиевой С.Г. кызы открыт счет, на котором находится 125 000 рублей, что превышает вышеуказанный размер прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл за 2017 год.
Проанализировав названные требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что представленная Чалабиевой С.Г. кызы выписка из лицевого счета по вкладу о наличии открытого счета в банке на сумму 125 000 рублей является надлежащим документом, подтверждающим наличие у иностранного гражданина достаточных средств для своего содержания в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, установленного в Республике Марий Эл в 2017 году.
При наличии такого документа, решение должностного лица МВД по Республике Марий Эл от 15 марта 2018 года об аннулировании иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не может быть признано законным, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы административного ответчика о том, что иностранным гражданином не представлен документ об официальном трудоустройстве или доходе, не является основанием для аннулирования ему разрешения на временное проживание, поскольку действующее законодательство предусматривает и иные основания, позволяющие иностранному гражданину временно проживать на территории Российской Федерации.
Позиция административного ответчика о том, что по банковским вкладам могут учитываться только проценты, а не сумма самого вклада, основана на неправильном толковании норм права, так как имеет отношение к определению среднемесячного дохода иностранного гражданина.
Вместе с тем, должностным лицом, при принятии оспариваемого решения, не учтено имеющееся в законе самостоятельное основание, разрешающее временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации, в виде наличия достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чалабиевой С.Г. кызы к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от 15 марта 2018 года об аннулировании гражданке Республики Азербайджан Чалабиевой С.Г. кызы разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл устранить в полном объеме нарушение прав Чалабиевой С.Г. кызы, о чем сообщить в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл и Чалабиевой С.Г. кызы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Мельников С.Е.
решение принято в окончательной форме 14 мая 2018 года.