Решение по делу № 33-4310/2018 от 26.10.2018

Судья Тугорева А.В. № 33-4310/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Душнюк Н.В. и Иванова В.Б.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2018 года по исковому заявлению Скоморощенковой Т.В. к администрации Сегежского муниципального района об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скоморощенкова Т.В. обратилась с иском по тем основаниям, что в период с 1974 года по 1989 год работала инспектором районного отдела образования Исполкома Сегежского районного Совета депутатов трудящихся, (...). Истица полагала, что 15 лет работы инспектором районного отдела образования дают ей право на получение доплаты к трудовой пенсии. С учетом уточнённых требований истец просила: включить период работы в должности инспектора районного отдела образования с 07 августа 1974 года по 29 июля 1989 года в муниципальный стаж, признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета как лицу, занимавшему должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01 января 1997 года; возложить на ответчика обязанность установить ей данную ежемесячную доплату к страховой пенсии.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

На администрацию Сегежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность включить Скоморощенковой Т.В. в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии период работы в должности инспектора районного отдела образования с 07 августа 1974 года по 29 июля 1989 года. За истцом признано право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района, утвержденным Решением Совета Сегежского муниципального района IV Сессии V Созыва от 28 января 2010 года №48.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С таким решением суда не согласна администрация Сегежского муниципального района, в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Ш.Н.В., просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Обращает внимание на то, что истец просила признать за ней право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета как лицу, замещавшему должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и установить ей такую доплату, ссылаясь на часть 3 статьи 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года №1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия". Однако суд, признавая за истцом право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления, в нарушение статей 196, 198 ГПК РФ разрешил требования, которые истцом не заявлялись. Суд подменил понятия "лицо, занимавшее должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01 января 1997 года" и "лицо, замещавшее должности муниципальной службы" и неверно применил положения статьи 11 Закона Республики Карелия №1107-ЗРК, которая предусматривает два вида доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности), которые могут устанавливаться муниципальным образованием за счет средств местного бюджета. Поскольку истец обратилась за назначением доплаты в 2018 года, она должна была иметь стаж муниципальной службы 16 лет в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или замещать должность муниципальной службы на 1 января 1997 года и позднее и иметь стаж, указанный в статье 15 Закона Республики Карелия №1107-ЗРК. Между тем, стаж работы истца менее 15 лет, продолжительность стажа не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Доказательств поступления истца на должность муниципальной службы с 1 января 1997 года и позднее в один из органов местного самоуправления, поименованный в статье 25 Устава, в материалы дела не представлено. Удовлетворяя требования истца о включении периода работы в должности инспектора районного отдела образования в стаж муниципальной службы, суд неправильно применил нормы материального права и допустил нарушение норм процессуального права. Юридически значимым обстоятельством является факт поступления истца на муниципальную службу, который судом не устанавливался.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Скоморощенкова Т.В. с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласилась, полагала решение суда законным и обоснованным.

Администрация Сегежского муниципального района, третьи лица - Совет Сегежского муниципального района РК и муниципальное образование «Сегежский муниципальный район» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (часть 1).

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до ХХ.ХХ.ХХ (часть 3).

Из материалов дела следует, что Скоморощенкова Т.В. в период с 07 августа 1974 года до 29 июля 1989 года работала инспектором районного отдела народного образования Исполкома Сегежского районного Совета депутатов трудящихся.

Скоморощенкова Т.В. обратилась к ответчику с заявлениями об установлении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии, как лицу, занимавшему должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 01 января 1997 года, был дан ответ об отсутствии у истца права на такую доплату.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Скоморощенковой Т.В., включая период работы истца с 07 августа 1974 года по 29 июля 1989 года в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии и признавая за истцом право на указанную доплату, исходил из того, что районный отдел народного образования являлся структурным подразделением Исполкома Сегежского районного Совета депутатов трудящихся, истец фактически занимала должность в органе местного самоуправления, выполняя функции данного органа и получая заработную плату за счет районного бюджета. При этом суд признал за истцом право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии как лицу замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сегежского муниципального района.

Судебная коллегия с таким выводом согласится не может.

Согласно статье 15 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" за лицами, замещавшими на 1 января 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы, установленные Законом Республики Карелия от 5 декабря 1996 года N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия", должности муниципальной службы, приобретшими право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемой уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), не менее 20 лет, а также за лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", сохраняется право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с уставом муниципального образования (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года).

Поскольку истец по состоянию на 1 января 1997 года и позднее на муниципальной службе не состояла, она не является лицом, замещавшим должности муниципальной службы и, соответственно, на нее не распространяются положения Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК"О муниципальной службе в Республике Карелия", устанавливающие ежемесячную доплату к страховой пенсии муниципальным служащим.

Учитывая, что истец работала в должности инспектора районного отдела народного образования Исполкома Сегежского районного Совета депутатов трудящихся в период с 07 августа 1974 года до 29 июля 1989 года, она относится лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года.

В силу статьи 11 Закона Республики Карелия доплата к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, и лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года может устанавливаться Уставом муниципального образования за счет средств местного бюджетаю.

Между тем, Уставом муниципального образования «Сегежский муниципальный район» не установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, занимавшим должности в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года, о чем заявлялось стороной ответчика и не оспаривалось истцом.

При этом судебная коллегия учитывает, что в данном случае судом не может быть разрешен вопрос, который относится к компетенции органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении исковых требований Скоморощенковой Т.В. нельзя признать законным и обоснованным, в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2018 г. по настоящему делу отменить, вынести по делу новое решение об отказе Скоморощенковой Т.В. в удовлетворении исковых требований.

Председательствующий

Судьи

33-4310/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Скоморощенкова Тамара Васильевна
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального района
Другие
МО "Сегежский муниципальный район"
Совет Сегежского муниципального района Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
29.10.2018[Гр.] Передача дела судье
13.11.2018[Гр.] Судебное заседание
03.12.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее