Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Дудусова Д.А.,
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием прокурора Сибирцевой Е.Э.,
представителей ответчиков Ольховской Г.В. (доверенность от 29.12.14г.) и Карпушина В.А. (доверенности от 22.12.14г., 20.01.15г. и 03.11.15г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Минусинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6 «Русская Школа», муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина» и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Администрации г. Минусинска, КУМИ г. Минусинска, Управлению образования Администрации г. Минусинска об обязании совершить действия- установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандус, перила на основном входе в здания школ МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3» и МОБУ «СОШ №9».
Определением судьи от 23.10.2015 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены МОБУ «СОШ № 3» и МОБУ «Русская школа». Определением от 26.10.2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МОБУ «СОШ № 9». Определением судьи от 26.10.2015 года указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
Свои требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, прокурор в исковых заявлениях и в судебном заседании мотивировал следующим.
Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9». В соответствии с Уставами, МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9» являются некоммерческими организациями, созданными в соответствии с действующими нормами законодательства. Кроме того, в соответствии с уставными документами, Учредителем и собственником имущества Учреждение (МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9»), является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования осуществляет КУМИ г. Минусинска.
В ходе проведенных Минусинской межрайонной прокуратурой проверок установлено, что нежилые помещения - школы, находящиеся по адресам: МОБУ «Русская школа» - г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 4; МОБУ «СОШ №3» - г. Минусинск, ул. Штабная, 26; МОБУ «СОШ №9» - г. Минусинск, ул. Тимирязева, 9 «а», являются муниципальной собственностью муниципального образования город Минусинск. Названные помещения переданы в оперативное управление МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2007г., от 06.03.2009г. и от 27.11.2007г., соответственно, а также договоры и соглашения к ним о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за указанными учреждениями на праве оперативного управления.
Как показали проверки, при входе в помещения по адресам: МОБУ «Русская школа» - г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 4; МОБУ «СОШ №3» - г. Минусинск, ул. Штабная, 26; МОБУ «СОШ №9» - г. Минусинск, ул. Тимирязева, 9 «а», в зданиях школ, являющихся социально- значимыми административными объектами, отсутствует пологий спуск (пандус) или подъемное устройство и поручни к нему, обеспечивающее беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками, что подтверждается актами проверок от 02.10.2015 года, от 01.10.2015 года и от 02.10.2015 года соответственно и, прилагающимися к актам фототаблицами.
Обустройство объектов социальной инфраструктуры - школ для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа к ним обусловлено необходимостью предоставления общедоступного и бесплатного общего образования ребенку-инвалиду, участие ребенка не только в образовательном процессе, а также в общественной жизни дошкольного образовательного учреждения, посещение им занятий по дополнительному образованию, кружков, секций, школьной библиотеки. Согласно полученной от руководителя Управления образования администрации города Минусинска информации на 11.09.2015 года, в МОБУ «Русская школа» обучается 16 детей-инвалидов, из них 6 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами; в МОБУ «СОШ № 3» обучается 14 детей-инвалидов, из них 4 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами; в МОБУ «СОШ № 9» обучается 10 детей-инвалидов, из них 8 детей имеют потребность в обеспечении беспрепятственного доступа к школе- оборудовании входа (крыльца) школы поручнями и пандусами.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры. В силу Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» именно собственники имущества, на которых возложена обязанность по содержанию муниципального имущества в требуемом законом состоянии, должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно Уставам МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», имущество Учреждений находится в муниципальной собственности и закреплено на праве оперативного управления. Уполномоченным органом является КУМИ города Минусинска. В соответствии с пунктом 1.4. Положения о КУМИ города Минусинска, утвержденного Постановлением Администрации города Минусинска от 12.07.2011 года № 1123-п учредителем КУМИ и собственником имущества является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования город Минусинск осуществляет Администрация города Минусинска.
Таким образом, в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления, являющихся от имени муниципального образования город Минусинск, учредителями МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9» и собственником имущества, переданного на праве оперативного МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», выражающегося в не принятии мер по реконструкции крылец зданий школ в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями, не выполняются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуру.
Неукоснительное соблюдение указанных требований Закона носит общеобязательный характер, поскольку закрепленная система гарантированных инвалидам государством мер поддержки призвана обеспечить им условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению должником обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).
С учетом изложенного, а также приведенных в иске норм права, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать Администрацию города Минусинска, Управление образования Администрации города Минусинска, КУМИ г. Минусинска обеспечить финансирование на оборудование пандусами, перилами при входе в здания МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9»; обязать Администрацию города Минусинска, Управление образования города Минусинска, КУМИ г. Минусинска, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандусы, перила на основных входах и входах в здания - МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9».
Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Ольховскую Г.В., исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что требования к Администрации г. Минусинска, КУМИ г. Минусинска и Управлению образования Администрации г. Минусинска не подлежат удовлетворению, так как перечисленные ответчики не являются надлежащими ответчиками по делу в соответствии с нормами права, приведенными в письменном отзыве. Кроме того, в отношении МОБУ «СОШ № 3» требования не подлежат удовлетворению, так как решением Минусинского городского суда от 06.12.2012 года было приостановлено осуществление образовательного процесса в аварийном здании блоков «А, Д» с 01.04.2013 года. Установка пандуса и перил на основном входе здания школы входит в состав работ капитального ремонта, что подтверждается проектно-сметной документацией. С учетом изложенного требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Ответчики Управление образования Администрации г. Минусинска, МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», действующие в судебном заседании через своего представителя по доверенностям Карпушина В.А., исковые требования не признали, свою позицию мотивировали следующим. Так, образовательный процесс в МОБУ «СОШ №3» приостановлен, здание школы требует капитального ремонта; установка пандуса и перил предусмотрена работами по капитальному ремонту, что подтверждается проектно-сметной документацией. Кроме того, срок 6 месяцев, который просит установить прокурор, является явно не соответствующим для выполнения данных работ, поскольку, необходимо время не менее одного года для принятия решений и выделении финансовых средств и для фактического выполнения работ. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель ответчика КУМИ г. Минусинска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении дела суду не представил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: акты проверки МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9»; списки детей; Уставы МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9»; лицензия на осуществление образовательной деятельности; договоры о порядке использования муниципального имущества; соглашения к договорам; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления; свидетельство о государственной регистрации права; Положение о КУМИ; положение об Управлении образования Администрации г. Минусинска.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.
Оценивая доводы, изложенные в исковом заявлении, суд полностью соглашается с юридической оценкой установленных фактических обстоятельств, данной истцом в исковом заявлении.
Так, согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен порядок организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с указанной статьей общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Правоотношения в области защиты прав и законных интересов инвалидов, маломобильных групп населения, общества и государства, правовой механизм исполнения законодательства о социальной защите инвалидов регулируется Конституцией РФ, Градостроительным кодексом, федеральными законами в корреспонденции с нормами иных нормативно-правовых актов. Обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в данной сфере является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод. Согласно статье 2 указанного Закона социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Требованиями ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями (к которым относятся инвалиды, маломобильные группы населения, люди преклонного возраста и др.) к объектам социальной инфраструктуры, а также основы взаимодействия участников процесса и области проектирования и строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73 «Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Данный СНиП предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Так, пунктом 3.9 вышеназванного СНиПа установлено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14 СНиПа).
Пунктами 3.29, 3.30, 3.31, 3.32. 3.33 СНиПа 35.01.-2001 определены требования к пандусу и поручням. Так, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях- принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов- не менее R120. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей пандусов, а также, вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7м. и 0,9 м., у лестниц- на высоте 0,9 м., а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м..
В силу статьи 210 и пункта 1 статьи 296 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагаются, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальное образование в лице органа местного самоуправления.
Как было установлено судом, Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9». В соответствии с Уставами МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9» являются некоммерческими организациями, созданными в соответствии с ГК РФ, Федеральным Законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками, а направляет ее на уставные цели.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава МОБУ «СОШ №9», учредителем и собственником имущества МОБУ «СОШ №9» является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования город Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска. Учреждение находится в ведомственном подчинении управления образования Администрации г. Минусинска.
В соответствии с пунктом 1.6 Устава МОБУ «Русская школа» и п. 1.5 Устава МОБУ «СОШ №3» учредителем и собственником имущества Учреждений является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия учредителя от имени муниципального образования город Минусинск осуществляют Администрация г. Минусинска и Управление образования Администрации г. Минусинска. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования город Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска.
В ходе проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что на крыльце при входе в помещения МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», являющихся социально- значимыми административными объектами, отсутствует пологий спуск (пандус) или подъемное устройство и поручни к нему, обеспечивающее беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками
Судом также установлено, что нежилые помещения школ - МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», являются муниципальной собственностью муниципального образования город Минусинск. Названные помещения переданы в оперативное управление МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9», о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права, а также договоры и соглашения к ним о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9» на праве оперативного управления, заключенного между КУМИ города Минусинска и МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9».
Действующим законодательством предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных зданий и сооружений, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2010 г. N 689-О-О, согласно которому, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями Уставов МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3», МОБУ «СОШ №9» (Раздел 4), «имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования город Минусинск, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления собственником в соответствии с ГК РФ. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им».
Согласно частям 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждения и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как уже было указано ранее, собственником имущества МОБУ «СОШ №9» является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования город Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска. Учреждение находится в ведомственном подчинении управления образования Администрации г. Минусинска(Учредитель).
Учредителем и собственником имущества МОБУ «Русская школа» и МОБУ «СОШ №3»является муниципальное образование город Минусинск. Полномочия учредителя от имени муниципального образования город Минусинск осуществляют Администрация г. Минусинска и Управление образования Администрации г. Минусинска. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования город Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска.
Суд, при разрешении настоящего дела, также исходит из того, что обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе, по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе, в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям, включая временную передачу объекта недвижимости учреждению образования на праве безвозмездного пользования или оперативного управления.
Суд не может принять во внимание доводы ответчиков о том, что требования в отношении МОБУ «СОШ № 3» не подлежат удовлетворению ни в какой части, так как деятельность МОБУ «СОШ № 3» не была приостановлена в установленном законом порядке, в настоящее время МОБУ «СОШ № 3» является действующим юридическим лицом. Несмотря на проведении в здании капитального ремонта, его функциональное назначение не изменилось, следовательно, обязанность по обеспечению доступности к данному зданию у собственника имеется.
В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что обязанность произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов необходимо возложить именно на Муниципальное образование г. Минусинск в лице Комитета по управлению Муниципальным имуществом Администрации г. Минусинска; финансирование по оборудованию пандусами, перилами при входе в здание МОБУ «Русская школа», МОБУ «СОШ №3» следует возложить на муниципальное образование г. Минусинск в лице Администрации города Минусинска и Управления образования администрации г. Минусинска; в здание МОБУ «СОШ № 9» - на муниципальное образование г. Минусинск в лице Администрации города Минусинска.
В удовлетворении требований в остальной части считает необходимым - отказать.
В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.».
Учитывая установленные судом обстоятельства суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в отношении МОБУ «СОШ № 3»- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу или со дня окончания капитального ремонта школы, в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Минусинска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя Общеобразовательная школа № 6 «Русская Школа», муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина» и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» об обязании совершить действия удовлетворить.
Обязать Администрацию города Минусинска и Управление образования Администрации города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусами, перилами при входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя Общеобразовательная школа № 6 «Русская Школа» и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина».
Обязать Администрацию города Минусинска обеспечить финансирование оборудования пандусом, перилами при входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9»;
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска в срок 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандусы, перила на основном входе в здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя Общеобразовательная школа № 6 «Русская Школа» и и муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска в срок шесть месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу или со дня окончания капитального ремонта здания школы, в зависимости от того, какое событие наступит ранее, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») пандус, перила на основном входе в здание муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина».
В удовлетворении остальной части требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Минусинска, Управлению образования Администрации города Минусинска, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя Общеобразовательная школа № 6 «Русская Школа», муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Пушкина» и муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» - отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий: