Дело № 2-2617/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 апреля 2015 г. г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володина О.В.,
при секретаре Азимовой Э.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Ю.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о восстановлении права на меры государственной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
В.Ю.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле (далее – ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле), с учетом уточнения требований просила, обязать ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле зачислить средства материнского (семейного) капитала на лицевой счет В.Ю.С. в сумме 352918,42 руб. и восстановить ее право на дополнительные меры государственной поддержки по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала.
В обоснование требований указала, что в связи с рождением второго ребенка ею получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В соответствии с заявлением истицы о распоряжении средствами материнского капитала в сумме 352918,42 руб. данная сумма была направлена на погашение долга по договору займа, на приобретение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в пользу ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с В.Ю.С. взысканы средства материнского капитала в размере 352918 руб. Указанное решение ими исполнено в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи истец приобрела квартиру в <адрес> за счет заемных средств. При повторном обращении в пенсионный орган с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на улучшении жилищных условий, ею получен ответ об отказе в удовлетворении заявления на основании п.1 ч.2 ст.8 ФЗ № 256-ФЗ. Истец считает, что нарушены ее права на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В судебное заседание истец В.Ю.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Представитель истца представитель по доверенности Ю.В.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле по доверенности К.Г.Р. с иском не согласилась.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материалы дела <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
На основании ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2007 года в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
По общему правилу право на реализацию мер государственной поддержки, закрепленных в данном Федеральном законе № 256-ФЗ, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом. Направления использования материнского капитала указаны в части 3 настоящей статьи.
Исходя из ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В силу ч. 2 данной статьи в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, супруги В. состоят в зарегистрированном браке и имеют двух несовершеннолетних детей В.Г.С. и В.Б.С.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле В.Ю.С. в связи с рождением второго ребенка выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал № на сумму 343378,80 руб.
В соответствии с выданным сертификатом В.Ю.С. получила право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
ДД.ММ.ГГГГ В.Ю.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление истицы о распоряжении средствами материнского капитала, денежные средства направлены на улучшение жилищных условий погашение займа в соответствии с договором займа от ДД.ММ.ГГГГ
По договору купли-продажи, заключенному истицей с Р.В.А. , В.Ю.С. и В.С.В. приобрели жилой дом по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было истцом приобретено за счет заемных средств по договору займа № с ООО «<данные изъяты>».
Вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий ЭЛ от ДД.ММ.ГГГГ, по иску ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле к В.Ю.С., В.С.В., Р.В.А. и ООО «<данные изъяты>» о признании договора купли-продажи недвижимого имущества недействительным и взыскании средств материнского капитала, договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Р.В.А. и В.С.В., В.Ю.С. признан недействительной сделкой в силу ничтожности, применены последствия недействительности ничтожной сделки. С В.Ю.С. в пользу ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле взысканы средства материнского (семейного) капитала в размере 352918,42 руб.
Решением суда установлено, что указанный выше жилой дом сгорел до заключения договора купли-продажи, улучшение жилищных условий не произошло и законные основания нахождения данных денежных средств отсутствуют.
Решение суда исполнено в полном объеме, денежные средства возвращены В.Ю.С. в федеральный бюджет.
ДД.ММ.ГГГГ В.Ю.С. повторно обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела квартиру в <адрес> за счет заемных средств.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и В.Ю.С. заключен кредитный договор, по условиям которого ОАО «<данные изъяты>» предоставил В.Ю.С. целевой кредит в сумме 1695000 руб. для приобретения квартиру в <адрес>
Решением ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на погашение кредита в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ.
Из пояснений представителя ответчика следует, что ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрен порядок возобновления права на дополнительные меры государственной поддержки в случае возврата обладателем сертификата средств, использованных не по целевому назначению, в федеральный бюджет.
В силу приведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд считает, что отсутствие в законодательстве нормы, предусматривающей возобновление права на меры государственной поддержки в связи с возвратом ранее перечисленных средств в федеральный бюджет и реализацией права на их получение, не может ограничивать права родителя и его детей на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Истец имеет право на получение указанных мер дополнительной поддержки, возврат данных средств в федеральный бюджет на счет ответчика не исключает их использование истцом по направлениям, предусмотренным п. 3 ст. 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в будущем.
Учитывая, что истец вправе реализовать свое право на дополнительные меры государственной поддержки путем выполнения требований, установленных ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковые требования В.Ю.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о восстановлении права на меры государственной поддержки удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле зачислить на лицевой счет В.Ю.С. средства материнского (семейного) капитала в сумме 352918,42 руб.
Восстановить право В.Ю.С. на дополнительные меры государственной поддержки по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Володина
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2015 г.