Судья Лупенских О.С.
Дело № 33-6634
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Титовца А.А., судей Балуевой Н.А., Лобановой С.Ф.
рассмотрела 10 августа 2010 г. в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Земского Собрания Чернушинского муницпального района Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского района от 02 июля 2010 г., которым признаны противоречащими ст. ст. 31, 34 Земельного кодекса РФ п. 3.3, 3.4, 3.6, 3.9, 3.10, 3.17 «Положения о порядке предоставления земельный участков на территории Чернушинского муниципального района Пермского края», утвержденного решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края № 85 от 26.09.2008 г.
Заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя ответчика Ефремовой Н.В., возражение прокурора Левыкиной Л.Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского муниципального района Пермского края обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений (п.п. 3.3, 3.4, 3.6, 3.8, 3.9, 3.10, 3.17) порядка предоставления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района», утв. Решением Земского Собрания ЧМР от 26.09.2008 г. № 85, которым регулируются в том числе отношения по предоставлению земельных участков на территории муниципального образования для целей, не связанных со строительством, как противоречащих ст. ст. 31, 34 ЗК РФ.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Земское Собрание ЧМР просит отменить решение, считая, что суд необоснованно лишил орган местного самоуправления права предоставлять земельные участки на условиях Положения, т.к. отмена п.п.3.3, 3.4, 3.6, 3.8, 3.10, 3.17 не дает обеспечивать равный доступ к приобретению и осуществлению права на землю и нарушает принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что Решением Земского Собрания Чернушинского MP от 26.09.2008 г. № 85 утверждено Положение «О порядке представления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района». Раздел 3 данного Положения посвящен порядку предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Удовлетворяя заявление прокурора Чернушинского MP в части признания противоречащими закону положений муниципального нормативного акта о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - п.п. 3.3, 3.4, 3.6, 3.9, 3.17, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты муниципального нормативно-правового акта разработаны на основе положений ст. 31 ЗК РФ, которая определяет общее правовое регулирование предоставления земельных участков для целей строительства.
Правовые предписания ст. 31 ЗК РФ отличаются по своему содержанию от законоположений ст. 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Признавая п.п. 3.3, 3.4 Положения противоречащим федеральному земельному законодательству, суд первой инстанции посчитал, что истребование при подаче гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка ситуационного плана и кадастрового плана территории не предусмотрено п.п. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ, в связи с чем орган местного самоуправления не вправе возвращать заявителю документы без рассмотрения по мотиву отсутствия вышеуказанных планов.
Пунктами 3.6, 3.9, 3.10 Положения предусмотрена подготовка и выдача заявителю исполнительным органом местного самоуправления акта выбора земельного участка, согласования заявителем акта выбора с заинтересованными лицами, утверждение данного акта Главой местного самоуправления, что противоречит п. 4 ст. 34 ЗК РФ, которым предусмотрена только выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Статьей 34 ЗК РФ проведение аукционов по продаже права аренды земельного участка при поступлении заявления не предусмотрено, в связи чем признан противоречащим закону п. 3.17 Положения.
Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда неправильными.
Основанием удовлетворения заявления прокурора явилось установление противоречия оспариваемых положений муниципального нормативно-правового акта кодифицированному федеральному нормативному акту - Земельному кодексу РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанное не означает, что принятый муниципальный нормативно-правовой акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, может противоречить общему правовому регулированию, определенному федеральным законодателем.
Выражая несогласие с принятым решением, ответчик не приводит конкретных доводов, касающихся признания противоречащими ЗК РФ пунктов 3.3, 3.4, 3.6, 3,9, 3.10 Положения «О порядке представления земельных участков на территории Чернушинского муниципального района». Более того, ответчик ошибочно указал, что п. 3.9 судом не был признан противоречащим федеральному закону.
Судебная коллегия не считает, что в связи с признанием вышеуказанных пунктов Положения, процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Чернушинского муниципального района, может быть лишена принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, т.к. принятые Земским Собранием ЧМР положения создавали препятствия заинтересованным лицам в приобретении прав на земельные участки, т.к. обременяли их предоставлением иных документов, не указанных в ст. 34 ЗК РФ, на заинтересованных лиц возлагалась обязанность, исполнением которой должен заниматься орган местного самоуправления, либо органу местного самоуправления предоставлялись дополнительные правомочия.
Доводы кассационной жалобы относительно признания противоречащим закону п. 3.17 Положения основанием к отмене решение не являются, т.к. предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, в связи с обращением заинтересованного лица путем аукциона по продаже права на заключение договора аренды ст. 34 ЗК РФ не предусмотрено.
В порядке нормоконтроля суд проверяет лишь непротиворечие муниципального нормативного акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а не приводит оспариваемые положение в соответствие законом, поэтому доводы жалобы об отсутствии в связи с принятым решением окончательной процедуры предоставления земельных участков правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 02 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи краевого суда: