Дело № 2-994/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2018 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Чупровой К.В.,
с участием истца Толстоногова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстоногов Д.В. к Администрации муниципального района «<адрес>» о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года, обязании включения в список граждан, имеющих право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что с 2012 года он фактически проживает по адресу: <адрес>, дом расположен на земельном участке площадью 5 соток.
В результате произошедшего в июле 2018 года наводнения, земельный участок попали в зону затопления, урожай полностью погиб.
По мнению истца, он имеет право на компенсацию причиненного ущерба в связи с утратой урожая.
Истцу было отказано во включении в списки в связи с отсутствием необходимых документов.
С учетом изложенного, просит суд:
- установить юридический факт открытого и долговременного владения земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>;
- обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» включить его в списки граждан, имеющих право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах;
- обязать Министерство сельского хозяйства Забайкальского края выплатить ему финансовую помощь в следствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве за счет средств федерального бюджета в следствии ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В судебном заседании истец полностью поддержал заявленные требования, дополнительно пояснил суду, что земельный участок не оформлен, на какую сумму компенсации претендует, не знает, похозяйственная книга на земельный участок не заводилась.
Представитель Администрации городского поселения «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о времени и мете слушания дела уведомлен должным образом.
Глава Администрации муниципального района «Шилкинский район» Воробьев С.В. в письменном отзыве указал, что обязательным условием для выплат является предоставление выписки их похозяйственной книги на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации и дату после возникновения чрезвычайной ситуации, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю Нарышкин Е.Г., действующий на основании доверенности, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате ЧС единовременной материальной помощи в случае нарушения условий их жизнедеятельности и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила), для выплаты компенсации необходимо подтверждение факта постоянного проживания и регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, пострадавшим от ЧС и в соответствии с актом органа местного самоуправления о фактическом нарушении условий жизнедеятельности человека. Степень утраты имущества первой необходимости определяется в акте, составляемом комиссией органа местного самоуправления (п. 1.1. Правил).
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости формируются на основании их заявлений и актов комиссионного обследования утраченного имущества.
На основании составленных списков Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края подготавливаются сводные списки о количестве граждан, нуждающихся в выплате компенсаций и подписываются руководителем Министерства финансов Забайкальского края, который осуществляет проверку в списках и сводных списках данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Затем указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам предоставляются для согласования в УМВД России по Забайкальскому краю и в Главное управление МСЧ России по Забайкальскому краю.
Просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, позиция по заявленным требованиям в отзыве не отражена.
Представитель УМВД по Забайкальскому краю Корчагина Е.Г., действующая на основании доверенности, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя УМВД.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Кафтанчикова Е.С., действующая на основании доверенности в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что в случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. По ее мнению, плодоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество, поскольку, не достигнув созревания в наступающем сезоне вследствие ЧС, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу, как объекту гражданских прав. Ссылается на то, что в полномочия Министерства не входит признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от ЧС на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от ЧС на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости.
Представитель Правительства Забайкальского края отзыв по требованиям не предоставил.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Каменева Л.В., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве считает, что Министерство не надлежащий ответчик, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне ЧС, выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.
Просит привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ.
Представитель Министерства сельского хозяйства Забайкальского края Алферова И.А., действующая на основании доверенности, ссылаясь на нормы права приводит доводы о том, что граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.
В силу части 1 статьи 8 ФЗ-№112 «О личном подсобном хозяйстве», учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений органами местного самоуправления городских округов.
Во исполнение части 1 статьи 8 ФЗ-№112, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 утверждена форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений,предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобноехозяйство.
Граждане, являющиеся владельцами личных подсобных хозяйств, проживающие натерритории Забайкальского края, при наличии правовых оснований в установленном порядке предоставляют подготовленные пакеты документов в управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных районов Забайкальского края, которые направляют подготовленные пакеты документов в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края для проверки и направления в Министерство сельского хозяйства России, в ФГБУ «Россельхозцентр».
При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба владельцам личных подсобныххозяйств, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера, выписка изпохозяйственной книги подтверждает наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур и является одним из обязательных документов, необходимых для получения компенсации вследствие утраты урожая, сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
Не представление полного пакета документов, предусмотренных Порядком №113, лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая,сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
В связи с чем, требования, заявленные истцом в исковом заявлении, считает неподлежащими удовлетворению.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацииприродного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право накомпенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба, выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального регионального, межрегионального и федерального характера.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом «а» пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального характера, включая погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате указанных чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов изфедерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного врезультате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1441 (далее – Правила №1441), установлено, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется вследствие воздействия природных явлений, в том числе наводнения.
В соответствии с пунктом 4 Правил №1441, оценка ущерба, порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, устанавливается и осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 марта 2015 года № 113 утвержден Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, в соответствии с которым определено, что правом на компенсацию ущерба наделены сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе владельцы личных подсобных хозяйств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, осуществления оценки ущербасельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РоссийскойФедерации от 26 марта 2015 года №113 (далее - Порядок №113), для проведения оценкиущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъектаРоссийской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ряд документов, в том числе:
а) решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации;
в) информацию о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставляемую, согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;
г) выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату,предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и на дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера;
д) копию основного государственного регистрационного номера (ОГРН) длясельскохозяйственных товаропроизводителей и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для владельцев личных подсобных хозяйств;
е) акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - Комиссия);
ж) цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, которые должны быть заверены подписью и печатью руководителя Комиссии.
В соответствии с подпунктом 1 частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря: 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - ФЗ - №112).
Согласно статьи 2 ФЗ-№112, личное подсобное хозяйство - форма предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 3 ФЗ-№112, право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
.
Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что земельные участки подлежат государственной регистрации.
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.
В силу части 1 статьи 8 ФЗ-№112, учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений органами местного самоуправления городских округов.
Во исполнение части 1 статьи 8 ФЗ-№112, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 утверждена форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений,предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобноехозяйство.
Как следует из отзыва представителя Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, граждане, являющиеся владельцами личных подсобных хозяйств, проживающие на территории Забайкальского края, при наличии правовых оснований в установленном порядке предоставляют подготовленные пакеты документов в управления (отделы) сельского хозяйства муниципальных районов Забайкальского края, которые направляют подготовленные пакеты документов в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края для проверки и направления в Министерство сельского хозяйства России, в ФГБУ «Россельхозцентр».
Таким образом, при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба владельцам личных подсобных хозяйств, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера, выписка из похозяйственной книги подтверждает наличие посевных площадей сельскохозяйственных культур и является одним из обязательных документов, необходимых для получения компенсации вследствие утраты урожая, сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
Не представление полного пакета документов, предусмотренных Порядком №113, лишает заявителя права на получение компенсации вследствие утраты урожая,сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве.
В судебном заседании установлено, что истец проживает по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения не является.
В соответствии со свидетельством направо собственности на землю, собственником земельного участка по адресу: <адрес> является Малолченко П.С..
Из пояснений истца следует, что улица Шилкинская была переименована в улицу Пузырева. Данное обстоятельство не является спорным.
Из пояснений истца также следует, что он купил дом и земельный участок, однако, сделку должным образом не оформил.
Главой муниципального района «Шилкинский район» Воробьевым С.В. было отказано истцу во включении в списки пострадавших на выплату компенсации причиненного ущерба, поскольку в предоставленных документах на выплату отсутствует выписка из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату, после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.
Актом обследования земельного участка, пострадавшего в результате наводнения 08.07.2018г. зафиксирована общая площадь земельного участка в размере 5,5 соток, определен вид посадок и площадь каждого вида посадок.
Вместе с тем, из пояснений истца следует, что его права на земельный участок не оформлены.
Таким образом, на момент наводнения истец не являлся владельцем земельного участка, границы земельного участка неопределенны.
Кроме того, не имеется выписок из похозяйственной книги об объемах посадок до наводнения и остатков посадок после наводнения.
С учетом изложенного, имеющийся акт обследования земельного участка, не является достаточным доказательством в обоснование заявленных требований.
Также у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца об установлении юридического факта открытого и долговременного владения земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 264 и ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом в порядке, предусмотренном в изложенных выше нормах, установлена в п. 6 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Данная норма не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности.
В соответствии со ст. 267 Гражданского процессуального кодекса РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
В рассматриваемой ситуации, истцу необходимо установить факт владения земельным участком для получения выплат в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией, при этом, истцом не предпринималось мер по оформлению прав на земельный участок в установленном законом порядке, оснований законности владения земельным участком, суду не предоставлено.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.194, 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Толстоногов Д.В. к Администрации муниципального района «Шилкинский район» о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года, обязании включения в список граждан, имеющих право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2018 года
Судья И.П. Сатина
Решение не вступило в законную силу.
Оригинал решения суда подшит в материалы гражданского дела № 2-994/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.