Дело № 2-81/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,
при секретаре Султановой О.М.,
с участием истца Садакбаевой Е.В.,
представителя ответчика – начальника филиала КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» - Сретенский дорожный эксплуатационный участок Ливенлу О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садакбаевой ФИО7 к краевому государственному унитарному предприятию «Автомобильные дороги Забайкалья», Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее соответствующих надбавок,
УСТАНОВИЛ:
Садакбаева Е.В. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она работает в филиале КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» - Сретенский дорожный эксплуатационный участок, и размер ее заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы, других стимулирующих и компенсационных выплат в сентябре составлял <данные изъяты> коп., в октябре – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., в ноябре 2016 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Истец считает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за сентябрь – ноябрь 2016 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Истец Садакбаева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, полагает, что заработная плата ей начисляется в меньшем размере, чем положено в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика – филиала КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» - Сретенский дорожный эксплуатационный участок, КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» Ливенлу О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала, что заработная плата истцу выплачивается в соответствии с действующим законодательством, просила в иске отказать.
Представитель ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестова А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в иске отказать, поскольку КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» находится в ведении Министерства территориального развития Забайкальского края.
Представитель ответчика – Министерства территориального развития Забайкальского края Хуторная О.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала на необоснованность исковых требований, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Судом установлено, что в сентябре – ноябре 2016 года истец работала в филиале КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» - Сретенский ДЭУч <данные изъяты>.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего номы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (ч. 3-5).
Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме 7 500 рублей в месяц.
Исходя из установленного минимального размера заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ размер начисленной месячной зарплаты работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, должен составлять в сентябре-ноябре 2016 года не менее 7 500 рублей.
Согласно расчетам из начисленной заработной платы исключаются суммы за совмещение, разовые премии, выплаты по листкам нетрудоспособности и по исполнительным листам, а также отпускные. Расчет производится по основной должности истца на 1 полную ставку.
Оплата труда истцу Садакбаевой Е.В. производится по 40-часовой рабочей неделе, поэтому в целях расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу суд применяет расчет среднечасовой оплаты труда за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года.
Так, Садакбаевой Е.В. за сентябрь 2016 года начислена заработная плата в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., за октябрь 2016 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., за ноябрь 2016 года – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. (без учета оплаты отпускных).
Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца за сентябрь 2016 года с учетом того, что ею отработано <данные изъяты> часов при норме <данные изъяты> часов составляет – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>), за октябрь 2016 года, с учетом того, что ею отработано <данные изъяты> часа при норме <данные изъяты> часов – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>), за ноябрь 2016 года, с учетом того, что ею отработано <данные изъяты> часа при норме <данные изъяты> часов – <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>), всего в сумме <данные изъяты> коп.
Доводы истца о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента и процентной надбавки. Таким образом, право истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ, по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Судом установлено, что КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» является коммерческой организацией, функции учредителя и собственника имущества предприятия осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края».
В соответствии с ч. 6 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Таким образом, учитывая, что ответчик является унитарным предприятием, собственник его имущества не отвечает по его обязательствам, в связи с чем суд не усматривает оснований для возложения субсидиарной ответственности на учредителей КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья».
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» обязанности выплачивать им заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы до прекращения трудовых отношений, суд считает данные требования законными и их удовлетворяет.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, и п. 8 ч. 1 ст.333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 61.1 ч. 2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Сретенский район».
С ответчика КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» подлежит взысканию госпошлина в бюджет муниципального района «Сретенский район» в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░ ░░░░) ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░