Судья М. Р.А.
Дело № 33-2059/15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Махачкала <дата>
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – Алиевой Э.З.
судей - Магамедова Ш.М. и Магадовой А.В.
при секретаре судебного заседания Алиеве М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. З.М. к Министерству здравоохранения РД, Федеральному ФОМС о принуждении к исполнению обязательств по договору по апелляционной жалобе представителя ФФОМС Петрова С.Е. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Магамедова Ш.М., выслушав объяснения представителя ответчика по делу – ТФОМС – Сиражутдинова А.Х. (доверенность № от <дата>.), просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, объяснения представителя М. З.М. Магомедова А.К. (доверенность в деле), представителя Минздрава РД Гаджихановой А.И. (доверенность в деле), просивших решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
М. З.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения РД и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС) о принуждении к исполнению обязательств по договору.
Иск мотивирован тем, что решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>. частично удовлетворены исковые требования М. З.М. к Министерству здравоохранения РД и Территориальному ФОМСу РД об обязании заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты и выплатить ее.
Указанным решением суд обязал Минздрав РД заключить с истцом договор на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в <.>-<.> годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД (далее - Договор) и выплатить М. З.М. данную компенсационную выплату в размере <.> рублей.
Апелляционным определением ВС РД от <дата> вышеуказанное решение изменено, изложив его в следующей редакции:
«Обязать Министерство здравоохранения РД заключить с М. З.М. договор на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до <.> лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД, направить в территориальный ФОМС РД заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета <.> <.> руб. для последующего предоставления М. З.М. единовременной компенсационной выплаты».
Во исполнение апелляционного определения ВС РД от <.>. Министерством здравоохранения РД от <дата>. была направлена в Территориальный ФОМС РД заявка на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. руб. на истца для последующего перенаправления заявки в Федеральный ФОМС для предоставления межбюджетных трансфертов на единовременную компенсационную выплату, однако ФФОМС РФ на сегодняшний день не перечислил единовременные компенсационные выплаты в Территориальный ФОМС, а они в свою очередь на счет истца.
Согласно п.2.1 и п.3.1 Договора министерство обеспечивает перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере <.> руб. медицинскому работнику.
Согласно п.3.2 Договора выплата производится в течение 30 дней со дня заключения договора.
В соответствии с п.4.1 Договора министерство обязуется обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере и сроки, предусмотренные п.п. 2.1 и 3.2. Договора.
Срок исполнения заключенного договора истек <дата> однако условия его, в части выплаты компенсации, министерством до настоящего времени не выполнены. Из письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования № от <дата> следует, что в 2012 г. заявка с включением истца как медицинского работника, которому предоставляется единовременная компенсационная выплата, не поступала.
Судом по делу постановлено:
«Исковые требования М. З. М. удовлетворить частично.
Считать договор между Министерством здравоохранения РД и М. З. М. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта заключенным с <дата> г.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить М. З. М. единовременную компенсационную выплату в размере <.> (<.>) рублей путем перечисления через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан.
Обязать Министерство здравоохранения РД выплатить М. З. М. единовременную компенсационную выплату после поступления указанных средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пользу М. З. М. расходы по оплате услуг представителя в размере <.> <.> (<.>) рублей».
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить М. З. М. единовременную компенсационную выплату в размере <.> рублей путем перечисления через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан и взыскания в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <.> <.> рублей.
В обоснование жалобы указал, что согласно ч.12.2 ст.51 Федерального закона от <дата> № №-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч.12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных соответствующих правовых актов.
В Республике Дагестан отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в <.> году, что является юридически значимым фактом по настоящему делу, из чего следует, что на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не может быть возложена обязанность по перечислению М. З.М. единовременной компенсационной выплаты, в силу предписаний части 12.2 статьи 51 Федеральный закон № №-ФЗ.
Предоставление в <.> году межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при отсутствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации является нарушением требований Федерального закона № №-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора.
Сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от <дата> являются Министерство здравоохранения Республики Дагестан и медицинский работник М. З. М.. Договорные отношения возникают между Министерством здравоохранения Республики Дагестан и М. З. М.. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в них не участвует.
В письменных возражениях представитель М. З. приводит доводы о законности и обоснованности решения суда.
Надлежаще извещенный о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции представитель ФФОМС в судебное заседание не явился, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12.1 ст.51 Федерального закона от <дата> №№-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до <.> лет, прибывшим в <.>-<.> годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч.12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в <.> г. из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета 1 миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В соответствии с 4.12.2 ст.51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с 4.12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в 4.12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1, 2 и 4 ч.1 ст.81, п.п.1, 2, 5. 6 и 7 ч.1 ст.83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду:
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта РФ, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РД № «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта», принятого во исполнение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Этим же постановлением утвержден порядок заключения таких договоров.
Согласно п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона и п.2 Порядка заключения договоров указанный договор заключается с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, расположенном на территории РД.
Из положений ч. 12.1 ст.51 федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий:
1) прибывшие в 2013 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;
2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч. 12.2 ст.51 Федерального закона от <дата>. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела, М. З.М., переехала на постоянное место жительства в РД <адрес>, где <дата> заключила трудовой договор с ГБУ РД «Цунтинская ЦРБ», где по сегодняшний день работает врачом педиатром.
В целях исполнения условий получения финансирования из бюджета Федерального ФОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, в РД принято постановление Правительства РД от <дата> №34, которым, Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Данным постановлением также установлена обязанность Министерства здравоохранения РД и Территориального ФОМС РД в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, представлять в Федеральный ФОМС заявки на получение иных межбюджетных трансфертов по форме, установленной Федеральным ФОМС. Данная форма установлена приказом ФФОМС от <дата>. № «Об утверждении порядка и формы предоставления отчета об использовании средств на цели, предусмотренные ч.12.1 ст.51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч.12.4 ст.51 Федерального закона, предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 ст.51 Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов.
С учетом изложенного в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда от <дата>. по делу № Министерством здравоохранения РД в адрес ФФОМС сопроводительным письмом от <дата> и в ТФОМС РД сопроводительным письмом от <дата> направлена соответствующая заявка на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС на единовременную компенсационную выплату Магомедовой З.А. для последующего её перечисления на расчетный счет Магомедовой З.А.
Однако министерство здравоохранения РД на сегодняшний день не имеет возможности реализовать перечисление единовременной компенсационной выплаты на расчетный счет Магомедовой З.А. ввиду того, что денежные средства Территориальным ФОМС РД не перечислены в Министерство здравоохранения РД.
По указанным основаниям суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в части обязания Федеральный ФОМС перечислить ей единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере одного миллиона рублей путем перечисления через Территориальный ФОМС РД.
Суд обоснованно признал несостоятельным довод ответчика о том, что при отсутствии нормативного правового акта в РД, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, у Федерального ФОМС отсутствуют правовые основания для перечисления указанных трансфертов, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты.
Правовое регулирование, установленное в ч.12.1 ст.51 Федерального закона, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики, т.е. федеральным законодателем определены размер единовременной денежной выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которые она распространяется.
В соответствии с пунктом "ж" ч.1 ст.72, ч.ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
К полномочиям же субъекта РФ определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в ч.12.2. ст.51 Федерального закона (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).
Из содержания приведенных федеральных правовых норм следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты возникает у истца, подпадающего под вышеперечисленные критерии, предъявляемые к лицам, имеющим право на получение названной компенсационной выплаты, и заключения соответствующего договора с уполномоченным органов исполнительной власти субъекта РФ.
При этом ст.51 Федерального закона не устанавливает зависимость наличия права на единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику в возрасте до <.> лет от наличия нормативного правового акта субъекта РФ.
Как определяет ч.12.2. ст.51 Федерального закона наличие нормативного правового акта субъекта РФ является условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов РФ.
Поскольку в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не содержится указания на иные критерии реализации права медицинских работников до 35 лет, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения в пределах года, установленного федеральным законодателем, в 2012 году в отношении истца. В указанном году также имелся принятый субъектом РФ правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты и как установлено решением суда, заявка для заключения договора своевременно представлялась истицей в министерство здравоохранения РД.
В соответствии с ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В этой связи довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС не является стороной по договору, заключенному с истицей, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по делу и на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты, является несостоятельным.
Требования истицы в части признания договора заключенным с <дата> суд признал обоснованными, поскольку в соответствии с п.4 Порядка Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления о заключении договора рассматривает его и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении. Поступление заявления М. З.М. <дата> установлено вступившим в законную силу решением суда.
Суд обоснованно, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, взыскал с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые направлены на переоценку доказательств, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: