Дело № 2-6260/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 ноября 2014 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.
при секретаре Шафиковой Э. Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Милкова Е. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и об обязании подготовить проект договора купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Милков Е. А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и об обязании подготовить проект договора купли-продажи. В обоснование указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Домовладение расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. ДД.ММ.ГГГГ истцом с <данные изъяты> был заключен договор аренды земельного участка со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, на что получил отказ в связи с тем, что земельный участок по адресу: <адрес> входит в число земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также расположен в границах красных линий. Истец милков Е. А., считая отказ ответчика незаконным, просит суд признать незаконным отказ Администрации ГО г. Уфа в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию Го г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м. и направить его для подписания.
Истец Милков Е. А. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца в судебном заседании представляет Тляумбетова И. А., действующая по доверенности.
Представитель Тляумбетова И. А., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик – представитель Администрации ГО г. Уфа Бикмухаметова Э. Н., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Милков Е. А. является правообладателем домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП.
Основанием для регистрации права собственности послужило: договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ года.
Суду представлен договор № аренды земельного участка, заключенный между <данные изъяты> (арендодатель) и Милковым Е. А. (арендатор), в соответствии с которым на основании постановления главы Администрации Го г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Согласно представленной выписки из ЕГРП вышеуказанной договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Из материалов гражданского дела следует, что истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано на том основании, что вышеуказанный земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, и находится в границах красных линий.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По смыслу приведенных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы заявителя, создают препятствия к осуществлению им его прав и свобод, незаконно возлагают на него какую-либо обязанность.
Согласно письма <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № зарезервирован для муниципальных нужд в соответствии с решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» (с изменениями от 01.06.2011 года № 37/17, от 13.10.2011 года № 41/9, от 22.10.2012 года № 10/12, от 18.12.2013 года № 26/10).
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":
1. До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
2. До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
3. В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В соответствии с п. «а» п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 N 388 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:
а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов;
Как указывалось выше, истец являются правообладателем домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. под кадастровым номером №
Таким образом, судом установлено, что истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему домовладение.
Ответчик не предоставил суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с расположением части земельного участка в границах красных линий и как следствие ограничения данного земельного участка в обороте на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании, а также в связи с изъятием из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, судом установлено, что Администрация городского округа г. Уфа РБ не произвела регистрацию ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием в соответствии с требованиями закона.
Ответчиком также не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Милкова Е. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и об обязании подготовить проект договора купли-продажи.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Милкова Е. А. к Администрации городского округа г. Уфа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и об обязании подготовить проект договора купли-продажи удовлетворить.
Признать отказ Администрации Городского Округа г. Уфа в предоставлении Милкову Е. А. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию Городского Округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м. и направить его Милкову Е. А. для подписания.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: А. Т. Сулейманова