АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск Дело № А46-9343/2009
06 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 06 мая 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чемисовой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Макарова Александра Сергеевича,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Шулеповой Т.В., по доверенности от 03.07.2008 б/н;
от заинтересованного лица – представитель не явился, извещён.
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Макарова Александра Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 009506 от 13.04.2009.
В судебном заседании представитель УГАДН по Омской области заявленное требование поддержала.
Представитель заинтересованного лица, извещенный о времени и месте судебного разбирательства по последнему известному суду адресу, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
Макаров А.С. зарегистрирован в качестве предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска 27.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 307550727000010.
13.04.2009 старшим государственным инспектором УГАДН по Омской области Чебейко Г.В. проведена проверка соблюдения требований транспортного законодательства РФ индивидуальным предпринимателем Макаровым А.С., осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на основании лицензии серии ДА № 012269, выданной УГАДН по Омской области, регистрационный номер которой АСС-55-026839 от 12.12.2007.
В результате проверки установлено осуществление Макаровым А.С. предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- не осуществляется проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- не организован учет ДТП и нарушений Правил дорожного движения. Не проводится анализ причин нарушений ПДД;
- не осуществляется планирование мероприятий по предупреждению аварийности на автотранспорте;
- не осуществляется хранение путевых листов.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 009506 от 13.04.2009, на основании которого УГАДН по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении индивидуального предпринимателя Макарова А.С. к административной ответственности.
Суд полагает, что предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности в силу следующего.
Статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет: административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание к указанной норме предписывает, что совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Кроме того, согласно пункту 4 подпунктам «б», «в» Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно пункту 5.2.5. Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, владельцы автобусов обязаны, в том числе, организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Кроме того, пункты 3.4.1.,3.4.2.,3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предписывают следующее.
Организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя
С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:
- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;
- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» были утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Приложение), согласно которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пункт 9 Приложения предусматривает, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Согласно пунктам 18,19 указанного Приложения, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
По требованию органов РТИ предприниматели обязаны представить для проверки путевые листы и Журнал регистрации (документ, в который заносятся данные по каждому автотранспортному средству при использовании его для осуществления предпринимательской деятельности).
Неисполнение предпринимателем указанных требований транспортного законодательства может быть квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как осуществление предпринимательской деятельности должностным лицом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Совершение предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 009506 от 13.04.2009, актом №541 от 13.04.2009, объяснением предпринимателя Макарова Александра Сергеевича.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 названного Кодекса.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 24.02.2009 по делу №А46-1688/2009 предприниматель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за однородное правонарушение, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей. Поэтому суд считает необходимым назначить штраф в размере, превышающем минимальный размер штрафа, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования УГАДН по Омской области о привлечении индивидуального предпринимателя Макаров А.С. к ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обоснованны материалами дела, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Макарова Александра Сергеевича, 19.02.1986 года рождения, уроженца д. Майка Сладковского района Тюменской области, проживающего по адресу: 644073, город Омск, улица 4-я Любинская, дом 46, квартира 29, зарегистрированного в качестве предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска 27.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 307550727000010, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3 500 рублей 00 копеек.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области, город Омск (УГАДН по Омской области), ИНН 5503017264, КПП 550301001, ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, г. Омск, р/счет 40101810100000010000, БИК 045209001, код штрафа 10611690040040000140, ОКАТО 52401000000.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.