Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
02 августа 2016 г. 2а-5747/2016
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Атаян А.Р.,
с участием административного истца Алферовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Алферовой Н. В. к комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> об оспаривании решения,
установил:
Алферова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании уведомления об отказе № <данные изъяты> от <данные изъяты> незаконным, и обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, <данные изъяты>.
В обоснование административного иска указано, что Алферовой Н.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от <данные изъяты> принадлежит земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м. под жилую застройку индивидуальную, расположенный по адресу: г. <адрес обезличен>, <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <данные изъяты> серии <данные изъяты> АГ №"<данные изъяты> с расположенным на нем жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <данные изъяты> года серии <данные изъяты> <номер обезличен>.
Кадастровый паспорт земельного участка от <данные изъяты> года № <данные изъяты> содержит сведения: разрешенное использование -под жилую застройку индивидуальную, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - <данные изъяты>.Для целей получения разрешения на строительство Алферова Н.В. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для подготовки градостроительного плана земельного участка. Комитетом градостроительства администрации <адрес обезличен> заявителю был выдан утвержденный градостроительный план земельного участка от <данные изъяты>. <данные изъяты> Алферова Н.В. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства».<данные изъяты> заявителем было получено уведомление №» <данные изъяты> об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты>. Отказ мотивирован тем, что «согласно градостроительному плану земельного участка от <данные изъяты> № RU <данные изъяты> - <данные изъяты> земельный участок по ул. <адрес обезличен>, <данные изъяты> расположен в территориальной зоне Р-<данные изъяты> «Зона городских озелененных территорий общего пользования», которая не предусматривает строительство объектов индивидуального жилищного строительства». Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец Алферова Н.В., в судебном заседании поддержала свои административные исковые требования, просила суд и удовлетворить, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель комитета пояснила, что согласно градостроительному плану земельного участка от <данные изъяты> № RU <данные изъяты> земельный участок по адресу: г. <адрес обезличен>, <данные изъяты> расположен в территориальной зоне Р-<данные изъяты> «Зона городских озелененных территорий общего пользования», которая не предусматривает строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Алферовой Н.В. на основании договора купли-продажи недвижимости от <данные изъяты> принадлежит земельный участок, общей площадью - <данные изъяты> кв.м., наименование - под жилую застройку индивидуальную, расположенный по адресу: г. <адрес обезличен>, <данные изъяты>.
Кадастровый паспорт земельного участка от <данные изъяты> года № <данные изъяты> содержит сведения: разрешенное использование - под жилую застройку индивидуальную, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - <данные изъяты>.
Для целей получения разрешения на строительство Алферова Н.В. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Комитетом градостроительства администрации <адрес обезличен> заявителю был выдан утвержденный градостроительный план земельного участка от <данные изъяты>.
<данные изъяты> Алферова Н.В. обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> для оказания муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства».
<данные изъяты> заявителем было получено уведомление №» <данные изъяты> об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты>.
Отказ мотивирован тем, что «согласно градостроительному плану земельного участка от <данные изъяты> № RU <данные изъяты> - <данные изъяты> земельный участок по <адрес обезличен>, <данные изъяты> расположен в территориальной зоне Р-<данные изъяты> «Зона городских озелененных территорий общего пользования», которая не предусматривает строительство объектов индивидуального жилищного строительства».
Суд считает, данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Алферовой Н.В.
В соответствии с п. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Земельного кодекса РФ, корреспондирующей со ст. <данные изъяты> Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ч. <данные изъяты> статъи <данные изъяты> Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с требованиями статьи <данные изъяты> Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.
В соответствии со статьей <данные изъяты> Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить (на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Согласно положениям ст. <данные изъяты> Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно ст. <данные изъяты> Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований: обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье <данные изъяты> Правил землепользования и застройки <адрес обезличен> настоящие Правила землепользования и застройки <адрес обезличен> разработаны на основе генерального плана <адрес обезличен> в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес обезличен> и <адрес обезличен> и действуют на всей территории муниципального образования <адрес обезличен>.
В соответствии со ст. <данные изъяты> настоящие Правила разработаны в целях, в том числе, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Правил землепользования и застройки <адрес обезличен>, положения настоящих правил не подлежат применению к земельным участкам и объектам капитального строительства, которые существовали до вступления в силу настоящих Правил и виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному настоящими Правилами градостроительному регламенту.
В силу ст._<данные изъяты> Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Как следует из градостроительного плана земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>:<данные изъяты>. расположенный по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты> отнесен к территориальной зоне Р-<данные изъяты> - Зона городских озелененных территорий общего пользования.
В соответствии со ст. <данные изъяты> Правил градостроительный регламент зоны Р-<данные изъяты> не предусматривает возможности индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта земельного участка от <данные изъяты> года № <данные изъяты>, разрешенное использование - под жилую застройку Индивидуальную, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - <данные изъяты>.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В соответствии с пп.<данные изъяты> ч.<данные изъяты> ст.<данные изъяты> Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.
Согласно ст. <данные изъяты> Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Суд, в силу ст. <данные изъяты> Конституции Российской Федерации осуществляет косвенный контроль законности нормативно-правовых актов. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта закону, суд принимает решение в соответствии с законом.
Согласно п. <данные изъяты> ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> указанного закона в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
Таким образом, принятие решения Ставропольской городской Думы от <данные изъяты> N <данные изъяты> «Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес обезличен>», которым установлены границы территориальных зон, не должно ограничивать права третьих лиц на соответствующие земельные участки, которые возникли задолго до, введения в действие названных Правил, тем более, когда такие права в установленном законом порядке до настоящего времени не оспорены и должны были быть учтены при составлении соответствующей схемы территориального зонирования.
При таких обстоятельствах административный иск Алферовой Н.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. <данные изъяты>, <данные изъяты> Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Алферовой Н. В. удовлетворить в полном объеме.
Признать уведомление комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> об отказе № <данные изъяты> от <данные изъяты> незаконным.
Обязать комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.Н. Никитенко