РЕШЕНИЕ № 2-414/2015г.
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Карабулакского районного суда Республики Ингушетия Аушева Ф.Ш., при секретаре ФИО5, с участием заявителя ФИО1, ФИО2 по РИ ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес>,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия ФИО2 по <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 подтвердила доводы, изложенные в заявлении и пояснила, что в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу РИ были признана вынужденным переселенцем и выдано соответствующее удостоверение. Срок действия статуса вынужденного переселенца систематически продлевала. В 2014 году при очередном обращении с заявлением был получен ответ о пропуске срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, что не соответствует действительности. Ею принято наследство, оставшееся после смерти отца, в виде разрушенного домовладения, расположенного в РСО-Алания хутор Попов, в связи с чем у нее возникло право обращения с заявлением об оказании государственной поддержки и предоставления всех необходимых документов. Просила суд восстановить срок для обращения в ФИО2 по РИ с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания, восстановить срок обращения с заявлением об оказании государственной поддержки и предоставления необходимых документов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». Обязать ФИО2 по РИ продлить срок действия статуса вынужденного переселенца на один год с момента вступления решения в законную силу, принять заявление об оказании государственной поддержки, принять необходимые документы и сформировать учетное дело.
ФИО2 по РИ ФИО6, требования заявителя не признал и суду пояснил, что заявитель пропустила сроки обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца истек ДД.ММ.ГГГГ года. В установленный законом срок ФИО1 ( до ДД.ММ.ГГГГ года) не обратилась с заявлением об оказании государственной поддержки в связи с чем утратила право на получение помощи от государства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).
Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца, лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года.
В соответствии с п.п.б п.15 «Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г.» государственная поддержка оказывается вынужденным переселенцам, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и покинувшим место прежнего проживания безвозвратно, - в форме социальной выплаты на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории Республики Северная Осетия - Алания или Республики Ингушетия земельного участка (участков) и находящегося на нем жилого помещения (помещений) или незастроенного земельного участка (участков) на безвозмездной основе в муниципальную собственность.
Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).
Пунктом 7 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №274, установлено, что вынужденный переселенец, лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, представляющий интересы всех членов своей семьи, подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление об оказании ему и членам его семьи государственной поддержки. В данном пункте Положения установлены сроки для подачи заявления об оказании государственной поддержки – до ДД.ММ.ГГГГ и документов, указанных в пункте 8 Положения, - до ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 по РИ проинформировало заявителя о том, что им в установленный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ срок до ДД.ММ.ГГГГ не подано заявление об оказании государственной поддержки, в связи с чем она утратило право на получение помощи от государства. Кроме того, заявитель пропустила срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца ( срок действия истек ДД.ММ.ГГГГ года).
В настоящее время заявитель не обустроена, что подтверждает наличие статуса вынужденного переселенца, проживает с 1992 года в <адрес>.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст.7, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Согласно п.4 ст.9 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка его обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Одним из препятствий в обустройстве на прежнем месте жительства для заявителей является то обстоятельство, что фактическое возвращение заявителей в места прежнего проживания не возможно.
Все указанные обстоятельства не были учтены органами миграционной службы при отказе заявителю в продлении статуса вынужденного переселенца и приеме (регистрации) заявления об оказании государственной поддержки.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия ФИО1 наследства в виде разрушенного домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, хутор Попов, общей площадью 181.6 кв.м., оставшегося после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право обращения с заявлением об оказании государственной поддержки возникло у ФИО1 только после принятия ею наследства, в связи с чем подлежит восстановить срок обращения в ФИО2 по РИ с заявлением об оказании государственной поддержки соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». Что касается пропуска сроков обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, суд приходит к следующему выводу. О нарушении сроков обращения о продлении статуса вынужденного переселенца указано в вышеназванном уведомлении, однако ФИО2 по РИ не предоставил суду доказательства несвоевременного обращения ФИО1 с указанным заявлением, связи с чем, по мнению суда, срок должен быть восстановлен и статус вынужденного переселенца продлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> признать подлежащим удовлетворению.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> восстановить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца на один год с момента вступления решения в законную силу.
Восстановить ФИО1 срок обращения в Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> с заявлением об оказании государственной поддержки и предоставления документов для формирования учетного дела в соответствии Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».
Обязать Управление Федеральной миграционной службы ФИО2 по <адрес> принять у ФИО1 заявление об оказании государственной поддержки, принять необходимые документы и сформировать ее учетное дело в соответствии с Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. № 274.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Ф.Ш.Аушева
Копия верна:
судья Крабулакского районного суда
Республики Ингушетия Ф.Ш.Аушева
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года
Судья Крабулакского районного суда
Республики Ингушетия Ф.Ш.Аушева
Стр.63
Получено ДД.ММ.ГГГГ года
Принято к производству ДД.ММ.ГГГГ года
Назначено на ДД.ММ.ГГГГ года
Оставлено без рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ года
Заявление об отмене определения от ДД.ММ.ГГГГ года
Определение отменено ДД.ММ.ГГГГ года
Рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ года
Срок рассмотрения 19 дней
Судья Ф.Ш.Аушева