Судья Монгуш В.Б. № 4А-350/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кызыл 10 октября 2016 года
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва Чикашова М.Н., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И., поданный на постановление начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. от 06 октября 2015 года и решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 КоАП РФ, в отношении Салчака А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. от 06 октября 2015 года, оставленным без изменения решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года, Салчак А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200 рублей.
Первым заместителем прокурора Республики Тыва Санчаем М.И. принесен протест на постановление должностного лица и решение судьи, в котором ставится вопрос об их отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в действиях Салчака А.В. состава административного правонарушения по ст. 19.16 КоАП РФ.
Изучив доводы протеста, проверив истребованные материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 19.16 КоАП РФ умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 (далее - Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы (пункт 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
Согласно материалам дела 06 октября 2015 года специалистом-экспертом территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. в отношении Салчака А.В. составлен протокол, из которого следует, что в ходе предоставления государственных услуг было установлено небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), которое повлекло его порчу – порвана первая страница документа. Тем самым Салчаком А.В. нарушен п. 17 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства N 828 от 08.07.1997 года, что является административным правонарушением по признакам ст. 19.16 КоАП РФ. В своем объяснении Салчак А.В. дал пояснения, что паспорт износился.
В тот же день начальником территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. в отношении Салчака А.В. вынесено постановление №, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 рублей.
Судья Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва, оставляя постановление должностного лица без изменения, отклонил довод протеста прокурора о том, что неосторожная форма вины в виде небрежного хранения паспорта, повлекшего его порчу, не образует состава административного правонарушения по ст. 19.16 КоАП РФ, обосновав свое решение тем, что само понятие утраты паспорта имеет более широкое значение нежели порча, в связи с чем, умышленная порча паспорта также является его утратой в том случае, если им становится невозможно пользоваться по прямому назначению.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 КоАП РФ, составляет уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины для уничтожения и порчи паспорта, для небрежного хранения – неосторожной, при этом действия по небрежному хранению должны повлечь последствия в виде утраты паспорта.
Общественные отношения в сфере обеспечения сохранности и целостности паспорта гражданина как основного документа, удостоверяющего его личность регулируются Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России от 30.11.2012 № 391 (далее – Административный регламент).
Согласно п. 2.1 Административного регламента в случае утраты (похищения) ранее выданного паспорта производится его выдача. П. 2.2 Административного регламента установлено, при непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин (в том числе при отсутствии возможности проставления на страницах паспорта обязательных штампов или отметок) производится его замена.
П. 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации на гражданина возлагается обязанность незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы об утрате паспорта, в то время как при непригодности паспорта такая процедура не предусмотрена. Анализ данных нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что законодатель под понятием «утрата паспорта» понимает фактическое выбытие его из владения гражданина, прекращение обладания основным документом удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом было установлено небрежное хранение Салчаком А.В. паспорта, что повлекло повреждение первой страницы документа, находящегося во владении гражданина, таким образом, последствия от действий Салчака А.В. в виде фактического выбытия паспорта из его владения не наступило.
Вместе с тем, повреждение первой страницы паспорта Салчака А.В. привело к негодности документа, однако каких-либо данных о том, что он своими умышленными действиями произвел его порчу, в материалах дела не имеется. Более того, согласно объяснениям Салчака А.В., паспорт поврежден в результате его износа.
По смыслу закона, под порчей паспорта следует понимать воздействие на паспорт, в результате которого происходит частичная потеря информации, зафиксированной в нем, повреждение или изъятие отдельных листов паспорта и т.д. или приведение паспорта в недействительное состояние, за исключением случаев, когда недействительным паспорт признается по истечении времени. В указанных случаях не наступает последствие в виде фактической утраты паспорта.
При таких обстоятельствах необходимо согласиться с доводом протеста прокурора о том, что собранные по делу доказательства свидетельствуют о порче паспорта Салчаком А.В., которая была совершена им по неосторожности.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлена вина Салчака А.В. в порче документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в связи с чем прихожу к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 КоАП РФ.
На основании изложенного, постановление начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. от 06 октября 2015 года и решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием в действиях Салчака А.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. удовлетворить.
Постановление начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Тыва в г. Ак-Довурак К. от 06 октября 2015 года и решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 КоАП РФ, в отношении Салчака А.В. отменить, производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Тыва М.Н. Чикашова