Судья: Ковригина Н.Н. гр. дело № 33-14775/2019
(номер дела суда первой инстанции 2-4924/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 03 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Ромасловской И.М., Желтышевой А.И.,
при секретаре Середкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Исмаилова А.П. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 сентября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Исмаилова А.П. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) о включении периода службы в трудовой стаж, назначении пенсии, отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда АкининойО.А., выслушав Исмаилова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение относительно доводов жалобы представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) – Митусовой О.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исмаилов А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) (далее - Управление) о возложении на ответчика обязанности включить период службы в страховой и общий стаж, произвести перерасчет пенсионных выплат.
В обоснование заявленных требований Исмаилов А.П. указал, что 06.05.2019 г. обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика № от 29.07.2019г. в страховой и общий трудовой стаж Исмаилова А.П. не засчитан период службы с 20.08.1993 г. по 08.08.1997 г.
Исмаилов А.П. считает незаконным отказ Управления пенсионного фонда засчитать в страховой и общий трудовой стаж период службы.
25.06.1993г. он окончил Ташкентский электротехнический институт связи, а 26.06.1993г. - призван на срочную службу в вооруженные силы и направлен в в/ч № г.Самарканд, где окончил 2-х месячные курсы повышения квалификации офицеров войск связи тактического звена управления по специальности боевое применение средств связи.
31.08.1993г. Исмаилов А.П. распределен и направлен для прохождения военной службы в в/ч № г.Ташкент на должность командира взвода засекреченной связи, роты связи Тылового пункта управления.
В период с 23.05.1994г. по 15.10.1994г. Исмаилов А.П. находился для выполнения специального задания в составе в/ч № Коалиционных Миротворческих Сил СНГ от Республики Узбекистан, находящейся в <адрес> Республики Таджикистан.
В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию уволен в запас.
Исмаилов А.П. считает, что в общий трудовой стаж могут включаться периоды прохождения военной службы с Объединенных Вооруженных силах СНГ, Вооруженных силах бывшего СССР до 01.12.1991г., наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации., полагая, что это соответствует положениям Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г. и нормам ФЗ №173-ФЗ, касающихся определения общего трудового стажа, в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников СНГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Исмаилов А.П. просил суд обязать Управление засчитать в страховой и общий трудовой стаж период службы с 20.08.1993 г. по 08.08.1997 г., а также произвести перерасчет пенсионных выплат с учетом неучтенных периодов с момента назначении пенсии 06.06.2019 г.
Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просит проверить Исмаилов А.П.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Реализация прав граждан на трудовые пенсии с 01.01.2015 осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Согласно ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В соответствии с нормами п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 06.05.2019г. Исмаилов А.П. обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 29.07.2019 г. №, в страховой и общий трудовой стаж истца не засчитан период службы с 20.08.1993 г. по 08.08.1997г., в связи с тем, что Исмаилов А.П. проходил службу не в Вооруженных силах государств-участников Содружества Независимых Государств.
Согласно архивной выписке из приказа командира в/ч № г.Ташкент от 31.08.1993г. № Исмаилов А.П. был зачислен с 31.08.1993г. в списки личного состава части.
Из архивной выписки из приказа командира в/ч № г. Ташкент № от 08.09.1997 г. следует, что Исмаилов А.П. уволен в запас по ст. 59 п «д» (по служебному несоответствию), с 08.09.1997 г. исключен из списков личного состава части.
Согласно справке командира в/ч № № от 14.10.1994 г., Исмаилов А.П. с 23.05.1994 г. по 15.10.1994 г. находился для выполнения специального задания в составе войсковой части № Коалиционных Миротворческих Сил СНГ от Республики Узбекистан, находящейся в <адрес> Республики Таджикистан.
Согласно справке Министерства обороны республики Узбекистан (войсковая часть №) от 21.01.1995г. № Исмаилов А.П. состоял на действительной военной службе в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.
С 20.10.1997 г. Исмаилов А.П. состоит на воинском учете в военкомате г. Жигулевска Самарской области.
Согласно справке военного комиссара г. Жигулевск и Ставропольского района Самарской области от 12.04.2019 г. №, Исмаилов А.П. проходил военную службу: с 02.07.1987 г. по 10.05.1989 г. в Вооруженных Силах СССР на должностях рядового, сержантского состава; с 20.08.1993 г. по 08.08.1997 г. в Вооруженных Силах Республики Узбекистан на должностях офицерского состава.
Судебная коллегия полагает, что судом правомерно отказано в удовлетворении исковых требований Исмаилова А.П. о включении в страховой и общий трудовой стаж периода службы с 20.08.1993 г. по 08.08.1997 г., поскольку периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда со ссылкой на то, что 03.10.2019 г. Исмаилов А.П. получил удостоверение серии T-VI № о присвоении звания Ветеран труда, что для получения данного звания с 30.07.2016 г. необходимо иметь государственную награду и стаж равный 25 годам (для лиц мужского пола), 20 годам (для лиц женского пола), не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Исходя из приведенного выше нормативного правового регулирования следует, что в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств участников Содружества Независимых Государств, в общий трудовой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР. Периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств в страховой в общий трудовой стаж не засчитывается.
Поскольку служба истца в период с 20.08.1993 г. по 08.08.1997г. проходила не в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, не в Вооруженных Силах бывшего СССР, а в Вооруженных Силах другого государства, правовых оснований для включения спорного периода в страховой стаж, у суда не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда приняла дополнительные доказательства, приобщенные к апелляционной жалобе: копии удостоверения личности МА №, копии военного билета ТН №, копии удостоверения T-VI № о присвоении звания Ветеран труда от 11.09.2019 г., копии Указа президента РФ от 17.11.2016 г. № «О награждении государственными наградами Российской Федерации», и исследовала подлинники этих документов в ходе судебного разбирательства.
Однако, указанные документы не могут служить основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку, включение в страховой стаж? определенных периодов работы и иных видов деятельности, для назначения страховой пенсии не зависит от наличия или отсутствия у гражданина звания «Ветеран труда».
Из свидетельства, выданного Исмаилову А.П. Войсковой частью № 15.10.1994 г. усматривается, что он имеет право на льготы и компенсации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Узбекистан № от 14 октября 1993 г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим Республики Узбекистан, входящих в состав Коалиционных Миротворческих сил Содружества Независимых Государств».
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что данный документ не подтверждает прохождение Исмаиловым А.П. службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, поэтому не может принять указанной документ во внимание, и не находит оснований к отмене или изменению законного и обоснованного судебного решения.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, оснований для отмены правильного по существу решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исмаилова А.П. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи