Дело № 2- 1581/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтова И.Г., при секретаре Цыгановой А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Кручининой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева <данные изъяты> к Малюшовой <данные изъяты> о возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
Игнатьев С.И. обратился в суд с иском к Малюшовой А.С. о возмещении морального вреда, причиненного в результате совершения преступления.
Требование мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ Малюшова А.С., будучи в состоянии алкогольного опьянения, заведомо зная, что он является сотрудником полиции, и будучи недовольной правомерными действиями полиции по пресечению нарушения общественного порядка, с целью воспрепятствовать исполнению им служебных обязанностей по охране общественного порядка, нанесла ему один удар кулаком в область головы. Тем самым, причинив физическую боль и телесное повреждение в виде ссадин слизистой щеки, не расценивающееся, как причинившее вред здоровью. Вина Малюшовой А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ, установлена вступившим в законную силу приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. Моральный ущерб в виде перенесенных физических страданий он оценивает в 50 000 рублей.
Истец Игнатьев С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и вновь привел их суду.
Ответчик Малюшова А.С. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что за свои противоправные действия она уже наказана приговором суда, возместить истцу моральный вред в заявленной им сумме не имеет возможности в связи с отсутствием соответствующих доходов и наличием на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Помощник прокурора <адрес> Кручинина А.В. в судебном заседании полагала возможным удовлетворить исковые требования частично, соразмерно причиненному ущербу.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Пунктом 3 ст. 42 УПК РФ закреплено права физического и юридического лица, признанного потерпевшим по уголовному делу, на возмещение имущественного вреда, причиненного непосредственно преступлением.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Малюшова А.С. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 318 и ч.1 ст. 318 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев, условно, с испытательным сроком 1 год.
Приговором установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 02 часов 15 минут до 03 часов 00 минут, Малюшова А.С., заведомо зная, что Игнатьев С.И. является сотрудником полиции, умышленно, с целью воспрепятствовать исполнению Игнатьевым С.И. служебных обязанностей по охране общественного порядка, и избежать административной ответственности, нанесла Игнатьеву С.И. один удар кулаком в область головы, причинив физическую боль и телесное повреждение в виде ссадин слизистой щеки, не расценивающееся, как причинившее вред здоровью.
В силу ч.2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу указанных положений обстоятельства, которые были установлены по ранее рассмотренному делу судом, если в другом деле, рассматриваемом судом общей юрисдикции, участвуют те же лица, имеют преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, что предполагает отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства.
В соответствии со ст. ст. 18, 20, 41 Конституции Российской Федерации право на жизнь и охрану здоровья являются важнейшими конституционными правами каждого гражданина РФ, определяющими смысл, содержание и применение законов.
Под моральным вредом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериального блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (права на пользование своим именем, право авторства, и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Ст. 100 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно разъяснениям п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", п.32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" следует учитывать, что потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. При этом размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (ст. 1100 ГК РФ).
При этом суду следует иметь в виду, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда за причиненные в результате преступления физические страдания.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как следует из акта судебно-медицинского освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ Игнатьев С.И. получил телесное повреждение в виде ссадины на слизистой щеки, которая могли образоваться от воздействия тупого предмета и не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья и, или утраты общей трудоспособности. Следовательно, не имеет квалифицирующих признаком причиненного вреда здоровью.
Вступившим в законную силу приговором Новочебоксарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вина Малюшовой А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ, повлекшего за собой причинение физической боли истцу Игнатьеву С.И. установлена и доказыванию не подлежит. В результате данного преступления Игнатьев С.И.. получил телесное повреждение и физическую боль, т.е. действиями Малюшовой А.С. ему причинены физические страдания, а следовательно и моральный вред.
Таким образом, требования истца о компенсации морального вреда обоснованны.
Принимая во внимание признание ответчиком Малюшовой А.С. своей вины в совершении преступления, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Малюшовой А.С. в пользу Игнатьева С.И. в качестве компенсации морального вреда 7 500 рублей, что, по мнению суда, соответствует характеру и степени причиненных истцу моральных страданий.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Взыскать с Малюшовой <данные изъяты> в пользу Игнатьева <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 7 500 рублей.
Взыскать с Малюшовой <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения, через Новочебоксарский городской суд ЧР.
Судья И.Г. Ксенофонтов
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2015 года.