Судья Л.А. Хуснуллина Дело № 33-12770/2018
Учет 072г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.И. Гиниатуллиной,
судей Г.А. Сахиповой, З.И. Шакировой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Г.Т. Мубаракшиной на решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 29 мая 2018 года, которым ее иск к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставлен без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Г.Т. Мубаракшиной и ее представителя Р.М. Низамутдинова, поддержавших апелляционную жалобу, представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани – Л.Г.Бадертдиновой, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Г.Т.Мубаракшина обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности, в назначении которой решением ответчика от 22 февраля 2018 года ей было отказано ввиду отсутствия льготного стажа 25 лет.
В стаж на соответствующих видах работ не включён период работы с 05 сентября 1996 года по 13 сентября 1998 года в должности методиста в Рыбно-Слободском Центре детского творчества. Также не включён в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 02 марта 2009 года по 25 июня 2010 года.
Не соглашаясь с таким решением, истица просила признать его незаконным, включить в специальный стаж указанные работы, обязав ответчика назначить пенсию с 04 декабря 2017 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истица, выражапя не6сог7ласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что суд неверно истолковал и применил нормы материального права.
Проверив решение суда согласно части 1 статьи 237.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (60 лет - мужчинам, 55 лет - женщинам), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Из материалов дела видно, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани от 22 февраля 2018 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности 25 лет.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, ответчиком не включен период работы с 5 сентября 1996 года по 13 сентября 1998 года в должности методиста в Рыбно-Слободском Центре детского творчества, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 2 марта 2009 года по 25 июня 2010 года. Специальный стаж истицы пенсионным органом исчислен 22 года 11 месяцев 13 дней.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 5 сентября 1996 года по 13 сентября 1998 года в должности методиста и признании права на досрочную страховую пенсию, суд исходил из отсутствия оснований для включения указанного периода в специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом "м" Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются следующие списки:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
В вышеуказанных Списках в разделе "наименование учреждений" предусмотрены "школы - детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов", в разделе "наименование должностей" предусмотрена должность "воспитатель, старший воспитатель, воспитатель-методист".
Поскольку разделом "Наименование должностей" указанного выше Списка, а также ранее действовавшими Списками наименование должности " методист" предусмотрено не было, суд первой инстанции правомерно отказал истице в зачете спорного периода работы в стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г.
Учитывая, что отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет были предоставлены истцу после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Г.Т. Мубаракшиной о включении периода нахождения в отпуске по уходу за детьми в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 29 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Т. Мубаракшиной – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи