Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Хворостянка 30 июня 2011 года
Приволжский районный суд Самарской области в составе судьи Осташевского И.М., с участием пом. прокурора Шуваткина Е.В., при секретаре Ионисян С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Хворостянского района в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Студенецкая основная общеобразовательная школа к администрации муниципального района Хворостянский об обжаловании бездействий в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Хворостянского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Студенецкая основная общеобразовательная школа к администрации муниципального района Хворостянский об обжаловании бездействий в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Хворостянского района Самарской области заявленные требования поддержал и показал, что прокуратурой Хворостянского района Самарской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях, расположенных на территории Хворостянского района Самарской области.
В ходе проверки установлено, что МОУ Студенецкая ООШ является общеобразовательным учреждением. МОУ Студенецкая ООШ является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный счет в Сбербанке России. Директором означенных выше учреждений является Матанов ФИО..
В МОУ Студенецкая ООШ нарушаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно - отсутствует медицинский пункт, а также необходимое оборудование и инструментарий для работы медицинских работников.
Учредителями общеобразовательного учреждения является Администрация Хворостянского района Самарской области и Министерство образования и науки Самарской области, в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, несовершеннолетние, имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Согласно п. 19 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В силу требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся. В соответствии с п. 4 ст. 51 вышеназванного закона, медицинское обслуживание обучающихся образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение в свою очередь обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». СанПиН 2.4.2.1178-02", с 1 сентября 2003 года устанавливающие, что в образовательных учреждениях должны функционировать медицинские пункты. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.
В МОУ Студенецкая ООШ не имеется помещения с соответствующими условиями, и оснащением его необходимым медицинским оборудованием для работы медицинских работников.
Выявленные нарушения влекут ущемление прав и интересов учащихся МОУ Студенецкая ООШ на получение медицинской помощи, что может повлечь опасность для жизни и здоровья учащихся в указанных учреждениях.
Вышеперечисленные нарушения допущены по причине не выделения материальных средств на выполнение требований СанПин, со стороны учредителя - Администрации Хворостянского района Самарской области, в чью компетенцию входит финансирование образовательных учреждений.
На основании изложенного, просит признать бездействие Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области - в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Студенецкая ООШ незаконным, и обязать Администрацию муниципального района Хворостянский Самарской области провести организационно - хозяйственные мероприятия для создания медицинского пункта в здании, со всеми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также требованиями к условиям обучения в общеобразовательном учреждении, и оснащения медицинского кабинета всем необходимым оборудованием и инструментарием в соответствии с приложением № 1 обязательного примерного перечня, указанного в постановлении Минздрава России от 28.11.2002г. № 44.
Представитель ответчика - администрации муниципального района Хворостянский, Лычева К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска возражала. Одновременно подтвердила, что действительно Администрация района является соучредителем МОУ Студенецкая ООШ. Вместе с тем не согласна с утверждением о том, что администрация бездействует. Указанные нарушения не устранены из-за отсутствия финансирования. Денежные средства на устранение выявленных нарушений по созданию и оборудованию медицинских кабинетов в школах заложены в бюджет на 2011 год.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерства образования и науки Самарской области, в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области, начальник Хворостянского территориального отдела образования Сергеева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что согласно договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от 27 июня 2002 года, заключенного между Департаментом науки и образования Администрации Самарской области и Администрацией Хворостянского района, учредителями МОУ Студенецкая ООШ Хворостянского района Самарской области являются Министерство образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Хворостянский.
Уставом МОУ Студенецкая ООШ к компетенции администрации муниципального района Хворостянский относится осуществление финансирования расходов образовательного учреждения на оплату оборудования длительного пользования, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждения, осуществление финансирования муниципальных программ.
Здание МОУ Студенецкая ООШ, расположенное по адресу: адрес , адрес , адрес , адрес , адрес является собственностью Хворостянского муниципального образования и составляет муниципальную казну.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Самостоятельно указанное образовательное учреждение в связи с отсутствием собственных средств и бюджетного финансирования оборудовать здание МОУ Студенецкая ООШ медицинским пунктом в соответствии с п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с соответствующим оборудованием и инструментарием медицинского кабинета не может.
В ведении субъекта Российской Федерации в области образования находится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (статья 29 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года).
Представитель третьего лица на стороне ответчика - директор МОУ Студенецкая ООШ Матанов А.К. в судебном заседании показал, что он обращался в администрацию муниципального района Хворостянский с заявлениями о выделении денежных средств на выполнение мероприятий по созданию и оснащению медицинских кабинетов. Однако до настоящего времени медицинских кабинетов в МОУ Студенецкая ООШ и её структурных подразделениях нет, поскольку у администрации района отсутствуют денежные средства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Чапаевске, Осипова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что действительно прокуратурой Хворостянского района Самарской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях, расположенных на территории Хворостянского района Самарской области. В ходе проверки установлено, что в МОУ Студенецкая ООШ и её структурных подразделениях нарушаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно отсутствует медицинский пункт, а также необходимое оборудование и инструментарий для работы медицинских работников. Указанные нарушения должны быть устранены, поскольку нарушают законные права и интересы учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Студенецкая основная общеобразовательная школа.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно Устава МОУ Студенецкая ООШ является общеобразовательным учреждением. МОУ Студенецкая ООШ является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный счет в Сбербанке России. Директором означенных выше учреждений является Матанов ФИО..
Учредителями общеобразовательного учреждения является Администрация Хворостянского района Самарской области и Министерство образования и науки Самарской области, в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, несовершеннолетние, имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Согласно п. 19 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В силу требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепления здоровья обучающихся. В соответствии с п. 4 ст. 51 вышеназванного закона, медицинское обслуживание обучающихся образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение в свою очередь обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.99г. №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
СанПиН 2.4.2.1178-02" с 1 сентября 2003 года устанавливают, что в образовательных учреждениях должны функционировать медицинские пункты. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.
В судебном заседании установлено, что финансирование МОУ Студенецкая ООШ осуществляет Администрация Хворостянского района Самарской области. Директор МОУ Студенецкая ООШ неоднократно обращался в Администрацию Хворостянского района Самарской области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на создание медицинского кабинета и оснащение его необходимым медицинским оборудованием для работы медицинских работников. Однако должных мер по устранению выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии детей в образовательных учреждениях администрацией муниципального района Хворостянский до настоящего времени не принято.
Ссылка ответчика на то, что в связи с отсутствием денежных средств у администрации не имеется возможности привести здания МОУ Студенецкая ООШ в соответствие с правилами и нормами действующего законодательства, не освобождает последнего от ответственности по устранению допущенных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии детей в образовательных учреждениях.
С учётом изложенного, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Хворостянского района в интересах учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Студенецкая основная общеобразовательная школа к администрации муниципального района Хворостянский об обжаловании бездействий в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области - в виде непринятия мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ Студенецкая ООШ незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Хворостянский Самарской области в срок до 01.09.2011 года провести организационно - хозяйственные мероприятия для создания медицинского пункта в здании, со всеми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также требованиями к условиям обучения в общеобразовательном учреждении, и оснащения медицинского кабинета всем необходимым оборудованием и инструментарием в соответствии с приложением № 1 обязательного примерного перечня, указанного в постановлении Минздрава России от 28.11.2002г. № 44.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Самарский областной суд через Приволжский районный суд Самарской области.
Решение является подлинником и отпечатано судьей в совещательной комнате.
Судья И.М.Осташевский