Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск
Дело № А58-4915/2012
10 октября 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена 09 октября 2012 года, полный текст решения изготовлен 10 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)в лице судьи Собардаховой В.Э., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению от 27.08.2012 № 01/1593 Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435032881, ОГРН 1021401061307) (административный орган) к индивидуальному предпринимателю Казанцевой Людмиле Евгеньевне (ИНН 143514581854, ОГРНИП 311143527700062) (предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 27.08.2012 № 01/1593 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 4 000 руб., в связи с установлением в ходе проверки грубых нарушений лицензионных условий.
Предприниматель отзыв на заявление не представил, в связи с непредставлением отзыва дело рассматривается по имеющимся в деле доказательствам.
На судебное разбирательство представители административного органа и предприниматель не явились. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно протоколу предприниматель просил рассмотреть административный материал в его отсутствие.
Судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства по делу.
Казанцева Людмила Евгеньевна, 15.09.1969 г.р., является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирована в этом качестве 04.10.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН 143514581854, ОГРНИП 311143527700062; имеет лицензию рег. № АСС-14-032221 от 24.11.2011, вид деятельности «перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».
В связи с дорожно-транспортным происшествием на основании приказа от 22.08.2012 № 731 должностным лицом административного органа проведена внеплановая проверка, по итогам которой составлен акт проверки от 24.08.2012 № 441-лиц.
24 августа 2012 года составлен протокол № 238 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно указанному протоколу установлены грубые нарушения предпринимателем, осуществляющим перевозки пассажиров, транспортным средством, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно:
в путевом листе отсутствуют сведения о собственнике транспортного средства (почтовый адрес, номер телефона);
отсутствует номер путевого листа;
в путевом листе отсутствует расшифровка с указанием фамилии, имя, отчество медицинского работника осуществляющего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя;
отсутствует лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения;
не проводятся инструктажи по безопасности движения с водителями, журналы регистрации инструктажей отсутствуют;
сверка с органами ГИБДД по нарушениям водителями ПДД не проводятся (не ведется учет анализ нарушений ПДД водителей).
Согласно протоколу от 24.08.2012 № 238 предприниматель с выявленными нарушениями согласен, что подтверждается соответствующей записью.
28 августа 2012 года административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о привлечении к административной ответственности предпринимателя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 24.08.2012 № 238 составлен уполномоченным должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Республике Саха (Якутия) – государственного органа, выдавшего предпринимателю лицензию, в пределах его компетенции.
Протокол от 24.08.2012 № 238 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен при участии предпринимателя, предпринимателю его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены, копия протокола вручена, что подтверждается соответствующей подписью в протоколе.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, далее - Положение о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. №259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 (зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2008 г. N 12414) во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов – далее Обязательные реквизиты.
Пунктом 3 Обязательных реквизитов предусмотрены следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (подпункт 3); сведения о транспортном средстве (подпункт 4); сведения о водителе (подпункт 5).
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (пункт 5).
Сведения о транспортном средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (пункт 6).
Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).
Как установлено проверкой и следует из материалов дела, предпринимателем данные требования законодательства не соблюдались, что подтверждается представленными путевыми листами.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 года №75 (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 1998 г. N 1563) утверждены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Разделом 1 данных требований предусмотрено, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации". Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.
В организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации (пункт 2 Приказа).
В ходе проверки установлено, что у предпринимателя отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. Указанный факт предпринимателем не отрицается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно протоколу в нарушение пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. N 647, предприниматель не проводит ежемесячные сверки сведений с территориальными органами внутренних дел о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащего ему автобуса.
Указанное нарушение предпринимателем не опровергнуто, судом считается установленным.
Согласно пункту 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих в числе прочих сведения об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Как установлено проверкой и следует из материалов дела, предпринимателем данные требования законодательства не соблюдались. Доказательства проведения инструктажа с водителями не представлены.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Таким образом, материалами дела установлено, что указанные выше грубые нарушения лицензионных требований, установленных названными нормами права в области осуществляемого индивидуальным предпринимателем вида деятельности - перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, действительно имели место, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие принятие им своевременных и достаточных мер для соблюдения вышеуказанного законодательства.
Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена и доказана.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на момент вынесения решения не истек.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере четырех тысяч рублей.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
индивидуального предпринимателя Казанцеву Людмилу Евгеньевну, 15.09.1969 г.р., проживающую по адресу: г. Якутск, улица Дзержинского, дом 53, квартира 104, зарегистрирована в качестве ИП 04.10.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН 143514581854, ОГРНИП 311143527700062, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4 000,0 руб. (Четыре тысячи рублей 00 коп.).
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (УГАДН по РС(Я)), ИНН получателя: 1435032881, КПП получателя 143501001, КБК 106 1 16 90040 04 6000 140, ОКАТО 98401000000, расчетный счет 40101810100000010002, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) г.Якутск, БИК 049805001.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья В. Собардахова