Копия:
Судья Смагина Н.Н. Дело № 33-4545/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республике в составе:
председательствующего Солоняка А.В.
судей Долгополовой Ю.В., Коробейниковой Л.Н.
при секретаре Ложкиной И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 сентября 2017 года гражданское дело по иску Коновалова И. А. к Администрации муниципального образования «Город Можга», Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 06 июня 2017 года, которым исковые требования Коновалова И. А. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворены частично.
На Министерство образования и науки Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить в пользование Коновалова И. А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес>
Иск Коновалова И. А. к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Коробейниковой Л.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коновалов А.И., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обратился с иском к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>; просил также обязать Администрацию муниципального образования «Город Можга» обязать заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Можга» Игнатьева Е.Р. иск не признала, указав, что надлежащим ответчиком является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства образования и науки Удмурткой Республики, представившего письменный отзыв, в котором указывается, что Коновалов И.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, включен в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В Удмуртской Республике специализированный жилищный фонд для детей-сирот находится в стадии формирования.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает то, что в настоящее время обеспечение жилым помещениям лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит не во внеочередном порядке, а на основании их заявления о предоставлении жилого помещения, в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Закон УР №8-РЗ, устанавливает, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются по заявлению, поданному в орган опеки и попечительства. Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Законодательством не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Истец в ДД.ММ.ГГГГ году включен в соответствующий список, на основании с которого с учетом очередности ему должно быть предоставлено жилое помещение. Предоставление жилого помещения истцу вне зависимости от его очереди в вышеуказанном списке, повлечет нарушение прав других лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии со списком.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом 1 инстанции установлены, что Коновалов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители ФИО и ФИО решением Можгинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишены родительских прав.
В соответствии с уведомлением, представленным Управлением Росреестра, у истца отсутствуют в собственности объекты недвижимого имущества.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Главой МО «Город Можга», Коновалов И.А. не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма.
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ он включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Данные обстоятельства, установленные судом, ответчиком не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования к Министерству образования и науки УР, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо, относящееся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах материального права, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.9 ст. 1 Федерального закона № 15-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат ст. 2 и ч. 3 ст. 3 Закона УР №8-РЗ, согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ст. 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч.3 ст. 3).
Судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования к Министерству образования и науки УР, поскольку было установлено, что Коновалов И.А. действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не имеет закрепленного жилья, не имеет жилья на праве пользования по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма. Нуждается в предоставлении жилого помещения, достиг возраста 18 лет, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.
Право истца на предоставление жилого помещения по месту жительства и месту окончания учебного заведения в <адрес> подтверждено материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения истцу без учета его очереди в списке, повлечет нарушение прав других лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии со списком, судебная коллегия находит несостоятельными.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено прохождением ими новой процедуры учета либо соблюдением какой-либо очередности. Возложение на указанных лиц такой обязанности не предусмотрено федеральным законом и приведет к нарушению их прав. Закон связывает наступление обязанности предоставить жилое помещение с наступлением соответствующих обстоятельств, которые по настоящему делу наступили, и не обусловливает такую обязанность очередностью.
Кроме того, судом установлено, что истец включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилое помещение, право на получение которого у истца возникло, до настоящего времени уполномоченным органом Министерством образования и науки Удмуртской Республики не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд принял обоснованное решение о понуждении ответчика Министерства образования и науки УР к предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 06 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий –п/п - А.В.Солоняк
Судьи – п/п - Ю.В.Долгополова, Л.Н.Коробейникова
Копия верна: судья Л.Н.Коробейникова