Копия к делу № 2-2077/2010
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 27 » августа 2010 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи – Середа А.Н. при секретаре судебного заседания ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА, Администрации МО «<адрес>», Министерству труда и социального развития РА, о взыскании субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА, Администрации МО «<адрес>» Министерству труда и социального развития РА о взыскании субсидии на приобретение жилья.
В обоснование своих требований указал, что он с 27.11.1985 года составом семьи 1 человек состоит на учете в администрации МО «<адрес>» в общем списке с учетным номером 237 в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ - в списке инвалидов с учетным номером 264, в списке граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф с учетным номером 19. Так как в собственности у истца жилья нет и нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, как ветеран подразделения особого риска он имеет право на обеспечение жилой площадью с получением государственного жилищного сертификата. В виду указанного, истец подал заявление и его включили в сводный список участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с даты возникновения такого права – с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что до настоящего времени ФИО1 соответствующую выплату не получил, что является нарушением конституционных прав, он просит суд взыскать с ответчика в его пользу субсидию на приобретение жилья в размере 874 500 рублей.
В судебном заседании истец поддержал свои требования, указав, что нарушена очередность в списках, те кто вставал на очередь позже его получили сертификаты на приобретение жилья а он состоя в очереди с 1985 года до настоящего момента не получил сертификат, просит суд удовлетворить заявленные им требования.
Представители ответчика – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА - в судебном заседании возражали против заявленных требований, указав, что истец состоит на жилищном учете в администрации МО «<адрес>» составом семьи 1 человек, в сводном списке граждан-участников подпрограммы по республике на 2010 год – значится под №. В праве истца на получение социальной льготы никто не отказывает, ее предоставление будет осуществляться согласно действующего законодательства в порядке очередности. Право у истца на получение сертификата возникло в 2003 году, а не 1985 году как ошибочно полагает истец. Так как утвержденная Правительством РФ подпрограмма не предусматривает внеочередного получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, требования ФИО1 могут повлечь нарушение прав других граждан, в связи с чем в их удовлетворении необходимо отказать.
Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития РА- ФИО4 полагает иск не подлежащим удовлетворению поскольку у истца право возникло в 2003 году с момента признания его участником подземных ядерных испытаний, проведения и обеспечения работ по сбору и хранению радиоактивных веществ.
Представитель Администрация МО «<адрес>» ФИО5 - в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска. Администрация осуществляет постановку на учет а порядок выдачи сертификата определяется соответствующим органом субъекта РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Как следует из удостоверения серии ОРВ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д», п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ года( из материалов учетного дела №А) года ФИО1 составом семьи 1 человек состоит с ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «<адрес>» на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (учетное дело №-А) в общем списке с учетным номером 237, с ДД.ММ.ГГГГ в списке инвалидов с учетным номером – 264, и с ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф с учетным номером – 15. В собственности ФИО1 жилого помещения нет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
В целях реализации в 2010 году в РА подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и в соответствии с п. 26. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден (министром ДД.ММ.ГГГГ) Сводный список граждан-участников вышеуказанной подпрограммы на 2010 год. В данном списке ФИО1 значится под №, дата постановки на учет значится ДД.ММ.ГГГГ. Однако из пояснения представителя Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА следует, что в настоящее время истец значится под номером 13.
В соответствии с пп. «д» п. 1 Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет Российской Федерации постановляет действие Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространить на непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В силу закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в пункте 1 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации финансовой подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 указанного Постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, которыми предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане подают заявление с необходимыми документами об участии в программе в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
В рамках вышеуказанного федерального постановления Правительства на республиканском уровне утверждено постановление Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению реализации в <адрес> подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Данным постановлением утверждено, что уполномоченным органом по реализации подпрограммы является Комитет РА по жилищно-коммунальному хозяйству, на который возложены полномочия по утверждению сводных списков граждан-участников подпрограммы и подписанию бланков сертификатов на приобретение жилья, выдаваемых в рамках данной подпрограммы. Министерство труда и социального развития РА уполномочено формировать списки граждан-участников подпрограммы в части касающейся граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц.
В судебном заседании доводы истца о том, что со стороны исполнительных органов власти имеет место бездействие в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, не нашли своего подтверждения.
В частности, как следует из представленных суду материалов дела, ФИО1 составом семьи 1 человек состоит в администрации МО «<адрес>» на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма под № (с ДД.ММ.ГГГГ), в списке инвалидов под № (с ДД.ММ.ГГГГ), в списке граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф под №. Как ветеран подразделения особого риска истец подал заявление и, исходя из даты возникновения у него соответствующего права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, его включили в сводный список граждан-участников подпрограммы на 2010 год «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» под №.
Нарушений со стороны органов власти в процедуре постановки ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в предоставлении государственного жилищного сертификата, равно как нарушений в процедуре формирования сводного списка граждан-участников вышеуказанной программы судом не усматривается. Доказательства оспаривания данных документов истцом во внесудебном порядке не представлены. По мнению суда, указанное свидетельствует о согласии истца со всеми данными утвержденного сводного списка.
Кроме того, став участником федеральной жилищной программы, утвержденной постановлением Правительства РФ, истец принял все ее условия и положения. Так, действующая жилищная программа не предусматривает внеочередного либо первоочередного основания предоставления государственного сертификата. Как подтвердили в судебном заседании стороны, ответчик – Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА - в предоставлении социальной льготы не отказывает, а регламентирует ее предоставление в порядке очередности. Однако, несмотря на порядковый № в сводном списке, истец в заявленных требованиях ссылается на получение субсидии для приобретения жилья без учета очередности. Между тем, согласно действующего законодательства всем гражданам гарантируется в равной степени предоставление жилищного сертификата без нарушения жилищных прав каждого стоящего в очереди. В виду того, что доказательства правомерности заявленных исковых требований в судебном заседании не предоставлены, у суда не имеется оснований для их удовлетворения.
Судом установлено и это не отрицается истцом и другими участниками процесса, что согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказался от получения субсидии в рамках программы в сумме 764 900 рублей.
На основании п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не пред усмотрено законом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА, о выдачи сертификата на приобретение жилья, отказать за необоснованностью. Каких либо самостоятельных требований к Администрации МО «<адрес>», Министерству труда и социального развития РА, истцом не заявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, обязать выдать сертификат на приобретение жилья на сумму 874 500 рублей, выплатить в 2010 году, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, начиная с 03.09. 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись А.Н. Середа
Копия верна: судья А.Н. Середа.