дело № 2а-388/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 15 ноября 2018 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Мовзер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сапунова ФИО6 в интересах АО «КТК» к ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя,
установил:
Сапунов М.В. обратился в суд в интересах АО «КТК» с заявлением к ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми Пигулиной С.Л., в обоснование которого указал, что судебным приставом вынесено требование в рамках исполнительного производства № 11018/18/37501 об исполнении в полном объеме решения Удорского районного суда Республики Коми по делу № 2-452/2014 в десятидневный срок со дня получения. Требование получено 05 октября 2018 года. При этом, исполнить решение суда возможно через утверждение и реализацию инвестиционной программы. Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы АО «КТК». Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа) (п. 5 ч. 1. ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №641 (ред. от 17.11.2017) «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»). Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск» от 26 декабря 2017 года № 256 было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Удорского филиала АО «КТК». Техническое задание предусматривает модернизацию оборудования подготовки питьевой воды в шт. Усогорск. Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Междуреченск» от 21 декабря 2017 года № 191 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Удорского филиала АО «КТК». Техническое задание предусматривает модернизацию оборудования подготовки питьевой воды в гп. Междуреченск. В силу п. 7 ст. 23 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. 18 июня 2018 года в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК был направлен на рассмотрение и согласование план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», в следующих населенных пунктах: п. Благоево, п. Усогорск и п. Междуреченск Удорского филиала АО «КТК». 05 июля 2018 года план мероприятий был согласован. 25 сентября 2018 года проект инвестиционной программы был направлен на утверждение в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. В силу п. 10 ст. 40 Закона инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на 3 года. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (п. 12 ст. 40 Закона). После утверждения инвестиционной программы начнется реализация мероприятий по модернизации оборудования подготовки питьевой воды в населенных пунктах. К окончанию срока действия инвестиционной программы качество воды будет приведено к нормативным значениям. На основании чего, просит признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Удорскому району Республики Коми Пигулиной С.Л. в части установления десятидневного срока исполнения решения Удорского районного.
Административный истец и административный ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, в суд не явились, не просили об отложении судебного заседания, административный истец просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд определил рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела 2-452/2014, изучив исполнительное производство № 310/15/11018 - ИП, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно письменным материалам дела, вступившим в законную силу решением Удорского районного суда от 20.10.2014, с учетом определения того же суда об устранении описки от 08.05.2015, иск территориального отдела в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен в части; действия ОАО «КТК» (после переименования – АО «КТК») по оказанию потребителям пгт. Усогорск, пгт. Междуреченск коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества признаны незаконными; на ответчика возложена обязанность обеспечить водоподготовку из поверхностных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения пгт. Усогорск, пгт. Междуреченск с целью доведения качества питьевой воды в соответствие с нормативными значениями по цветности, мутности, окисляемости перманганатной, содержанию железа, установленными пунктами 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а также довести решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей пгт. Усогорск, пгт. Междуреченск в течение 15 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
20.05.2015 г. на основании исполнительного листа ВС № 015375336 от 27.11.2014 г., выданного Удорским районным судом по делу № 2-452/2014, вступившему в законную силу 26.11.2014, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Удорскому району Пигулиной С.Л. возбуждено исполнительное производство № 310/15/11018-ИП, предметом исполнения по которому является: признать действия ОАО «Коми тепловая компания» по оказанию потребителям пгт. Усогорск, пгт. Междуреченск коммунальной услуги
холодного водоснабжения ненадлежащего качества незаконными. Обязать ОАО «Коми тепловая компания» обеспечить водоподготовку из поверхностных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения пгт. Усогорск, пгт. Междуреченск с целью доведения качества питьевой воды в соответствие с нормативными значениями по цветности, мутности, окисляемостибихроматной, содержанию железа, установленными пунктами 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в отношении должника: АО "Коми тепловая компания", адрес должника: ул. Димитрова, д. 10, г. Сыктывкар, Коми Республика, Россия, 167001, в интересах взыскателя: Территориальный отдел в Усть-Вымском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, адрес взыскателя: ул. Центральная, д. 133, с. Айкино, Усть-Вымский р-н, Коми Республика, Россия, 169040.
16.04.2015 г. должник обратился в Удорский районный суд РК с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Удорского районного суда РК от 18.05.2015 г. АО «Коми тепловая компания» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 20.10.2014 г. до 31.12.2016 г. включительно.
15.02.2017 г. судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому требования исполнительного документа должником не исполнены.
В связи с тем, что решение суда должником не исполнено, 16.02.2017 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с АО «Коми тепловая компания» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Постановление должником не обжаловано, сумма исполнительского сбора оплачена.
16.02.2017 г. должник обратился в Удорский районный суд РК с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Удорского районного суда РК от 29.03.2017 г. АО «Коми тепловая компания» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 20.10.2014 г. до 31.12.2017 г. включительно.
29.01.2018 г. судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому требования исполнительного документа должником не исполнены.
Постановлением от 30.01.2018г. АО «Коми тепловая компания» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа — до 23.02.2018 г.
13.02.2018 г. АО «Коми тепловая компания» предоставила судебному приставу-исполнителю информацию, согласно которой модернизация очистных сооружений предполагается по инвестиционной программе 2020-2023 г.г., ведется работа в части поиска и заключения договоров с возможными подрядчиками на поставку и монтаж оборудования для приведения качества сбрасываемых вод до установленных Разрешением. Для решения данного вопроса АО «Коми тепловая компания» были запрошены коммерческие предложения на реконструкцию данного оборудования. Стоимость составила: по п. Междуреченск - 90 млн.руб., по п. Усогорск - 169 млн.руб. Проведены работы по согласованию мероприятий с Роспотребнадзором. Также АО «Коми тепловая компания» проведены работы по утверждению технического задания от администраций МО ГП «Междуреченск» и «Усогорск» на разработку инвестиционной программы. АО «Коми тепловая компания» уведомила судебного пристава-исполнителя о невозможности в срок до 23.02.2018 г. исполнить в полном объеме решение Удорского районного суда РК.
13.02.2018 г. должник вновь обратился в Удорский районный суд Республики Коми с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2021 г.
Определением Удорского районного суда Республики Коми от 02.03.2018г. в предоставлении отсрочки АО «Коми тепловая компания» отказано.
13.03.2018 г. АО «Коми тепловая компания» направило в Верховный суд Республики Коми частную жалобу на определение Удорского районного суда Республики Коми от 02.03.2018 г.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 29.03.2018 г. определение Удорского районного суда РК от 02.03.2018 г. оставлено без изменения, частная жалоба АО «Коми тепловая компания» - без удовлетворения.
Постановлением от 13.04.2018 г. АО «Коми тепловая компания» вновь установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа — до 07.05.2018 г.
07.06.2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении (произвольное), которое направлено для исполнения в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми. Судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 поручено совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения в виде: вручить под роспись руководителю (и.о.руководителя) АО "Коми тепловая компания" предупреждение по ст. 315 Уголовного кодекса РФ и требование об исполнении решения Удорского районного суда; - отобрать у руководителя (и.о.руководителя) АО "Коми тепловая компания" объяснение по факту неисполнения требований исполнительного документа, в котором отразить следующие вопросы: какие меры принимаются им для исполнения решения суда, причина неисполнения решения суда.
22.06.2018 г. генеральный директор АО «Коми тепловая компания» предупрежден об ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса РФ, ему вручено требование об исполнении в десятидневный срок со дня получения требования в полном объеме решения Удорского районного суда РК по делу № 2-452/2014, вступившему в законную силу 26.11.2014 г.
27.06.2018 г. должник обратился в Удорский районный суд РК с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2021г.
Определением Удорского районного суда РК от 23.07.2018 г. в предоставлении отсрочки АО «Коми тепловая компания» отказано.
03.07.2018 г. должником предоставлена информация на требование об исполнении решения суда: «исполнить решение суда возможно через утверждение и реализацию инвестиционной программы. Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы АО «Коми тепловая компания».
Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Усогорск» от 26.12.2017 г. № 256 было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Удорского филиал АО «КТК». Техническое задание предусматривает модернизацию оборудования подготовки питьевой воды в п. Усогорск.
Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Междуреченск» от 21.12.2017 г. № 191 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы Удорского филиал АО «КТК». Техническое задание предусматривает модернизацию оборудования подготовки питьевой воды в п. Междуреченск.
18.06.2018 г. в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РК был направлен на рассмотрение и согласование план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПин 2.1.1.1074-01 «Питьевая вода...», в следующих населенных пунктах: п. Благоево, п. Усогорск и п. Междуреченск Удорского филиал АО «КТК».
Инвестиционная программа будет составлена в установленные законодательством сроки и утверждена уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми.
После утверждения инвестиционной программы начнется реализация мероприятий по модернизации оборудования подготовки питьевой воды в населенных пунктах».
09.08.2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении (произвольное), которое направлено для исполнения в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФ-ССП России по Республике Коми. Судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 поручено: в отношении АО "Коми тепловая компания" составить протокол по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ; вручить под роспись руководителю (и.о.руководителя) АО "Коми тепловая компания" предупреждение по ст. 315 Уголовного кодекса РФ и требование об исполнении решения Удорского районного суда; - отобрать у руководителя (и.о.руководителя) АО "Коми тепловая компания" объяснение.
Согласно уведомлению от 05.10.2018 г. об исполнении судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Шемякиным М.В. поручение исполнено: отобрано объяснение, финансовому директору АО «КТК» вручено предупреждение по ст. 315 УК РФ и требование об исполнении в 10-дневный срок со дня получения требования решения Удорского районного суда РК по делу № 2-42/2014, вступившему в законную силу 26.11.2014г.
Суд при этом учитывает, что вступившее в законную силу вышеуказанное решение суда, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, являющихся в силу статьи 15 части 4 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии с позицией Европейского суда по правам человека "право на суд" стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным к ущербу одной из сторон, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ.
По рассмотренному делу неисполнением решения суда лишается возможность неопределенного круга лиц рассчитывать на обстановку, предупреждающую причинение вреда жизни и здоровью, вреда имуществу граждан и юридических лиц, а нехватка средств у должника не может служить тому оправданием. Кроме того, Европейский Суд по правам человека особо отметил, что нарушение "права на суд" может также приобрести форму такой задержки исполнения решения суда, которая искажала бы саму суть данного права, гарантируемого статьей 6 Конвенции.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принципы исполнительного производства, в том числе выражаются в своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона).
Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
По смыслу приведенных норм, если должником не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, ранее установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, последний вправе установить должнику новый срок для исполнения.
Ссылка административного истца на невозможность исполнения решения суда, по указанным основаниям судом, учтена не может быть, поскольку по аналогичным основаниям должнику ранее неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда, что не свидетельствует об уважительных причинах неисполнения судебного акта вынесенного в 2014 году, так как решение суда, на основании которого выдан исполнительный лист, принято с учетом указанных административным истцом обстоятельств. Кроме того, доводы административного истца о невозможности исполнения требований исполнительного документа судом отклоняются, поскольку обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что решение суда не исполнялось по вине взыскателя либо судебного пристава-исполнителя.
Поскольку решение суда должником не было исполнено, требования № 11018/18/37501 в части установления десятидневного срока исполнения решения Удорского районного суда РК № 2-452/2014 по исполнительному производству № 310/18/11018-ИП вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках представленных ему полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства об исполнительном производстве.
Разрешая спор, суд исходит из того, что требования исполнительного документа должником в установленный срок не исполнены, уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа не имеется, в связи с чем, пришел к выводу, что оспариваемое требование соответствует положениям Федерального Закона «Об исполнительном производстве».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-189, 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сапунова ФИО7 в интересах АО «КТК» к ОСП по Удорскому району УФССП России по Республике Коми о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Составление мотивированного решения отложено до 14 часов 16 ноября 2018 года.