Дело № 2а-141/2018
Решение
именем Российской Федерации
г. Саранск 27 февраля 2018 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе судьи Устимовой Н.И.,
при секретаре Кильдюшовой М.Ф.,
с участием административного истца – Сивова Алексея Николаевича,
представителя административного истца-Конопельцева Леонида
Валерьевича, действующего на основании доверенности
от 16 февраля 2018 года,
представителя административного ответчика – Управления
Министерства внутренних дел России по
городскому округу Саранск Волковой Ольги Викторовны,
действующей на основании доверенности № от
31 января 2018 г.,
Заинтересованных лиц - Сивова Александра Николаевича,
Администрации городского округа Саранск,
ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых инвалидов»
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сивова Алексея Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел России по городскому округу Саранск о признании снятия с регистрационного учета незаконным и о возложении обязанности поставить на регистрационный учет,
установил :
Сивов А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о признании снятия с регистрационного учета незаконным и о возложении обязанности постановить на регистрационный учет по тем основаниям, что он проживает по адресу : <адрес> кв.59 с 20.04.1988 г. Он состоит в родственных отношениях с Сивовым Александром Николаевичем, который является ему родным братом. Сивов Александр Николаевич, в январе 2017 г. обманным путем изъял его документ, удостоверяющий личность. Он сообщил о том, что переживает за его здоровье, уверял, что ему необходимо временно пожить в организации социального обслуживания, где ему будут оказаны медицинские и социальные услуги в том числе. При помещении в ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов», а также при составлении настоящего искового заявления он отдает отчет своим действиям, судом недееспособным признан не был. Действительной социальной и медицинской необходимости в помещении в стационар у него не было, жалобы на здоровье и самочувствие у него отсутствуют, социально обеспечен и может самостоятельно обходиться без посторонней помощи. Он юридически неграмотен. При помещении в ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» он не знал всех юридических последствий такого помещения, с правилами регистрации и проживания его не знакомили, всем организационным процессом занимался его брат Сивов Александр Николаевич, который не является его опекуном. В сентябре 2017 г. из письма Администрации городского округа Саранск он узнал о том, что 25.01.2017 г. был снят с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу : г.<адрес> и зарегистрирован по месту жительства в ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по адресу : <адрес> Никаких действий по снятию его с регистрационного учета 25.01.2017 г. он не совершал, с заявлениями в органы по этим вопросам не обращался. Законных оснований для снятия его с регистрационного учета не имеется. Ранее за защитой его нарушенных прав и законных интересов он обращался в Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия. О факте обращения его в суд брат был осведомлен. После подачи искового заявления в Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия брат передал ему паспорт через представителя ГБУ СОН «Саранский дом- интернат для престарелых инвалидов». В связи с чем административный истец просит признать снятие его с регистрационного учета по месту жительства из жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес> от 25.01.2017 г. незаконным. Обязать поставить его на регистрационный учет по адресу : <адрес>
Определением судьи Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 01 февраля 2018 г. по ходатайству административного истца ненадлежащий административный ответчик по делу-Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия заменен на административного ответчика-Управление Министерства внутренних дел России по городскому округу Саранск.
В судебное заседание административный истец- Сивов Алексей Николаевич не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки не известил.
Представитель административного истца-Конопельцев Л.А. административный иск поддержал по тем же основаниям, в том же объеме, дополнительно пояснив, что со слов доверителя последний не подписывал заявление о регистрации его по месту жительства по адресу : <адрес> Однако, ходатайство о назначении по делу почерковедческой экспертизы для подтверждения довода о том, что указанное заявление было подписано не Сивовым Алексеем Николаевичем, заявлять не будет. Более того, считает, что заявление о регистрации по месту жительства должно быть написано собственноручно заявителем, а в данном случае заявление напечатано. Доказательством того, что у Сивова Алексея Николаевича не было паспорта, является то, что он направил административный иск по почте, других доказательств нет. Просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городскому округу Саранск-Волкова О.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснив, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие Сивова Алексея Николаевича с регистрационного учета по месту жительства произведено на основании его письменного заявления о регистрации по новому месту жительства. Запрета на предоставление заявления в напечатанном виде нет. В соответствии с пунктом 17 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» в орган регистрационного учета из ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых инвалидов» поступили необходимые для регистрации документы: паспорт, заявление, договор о предоставлении социальных услуг. Считает действия административного ответчика законными, в связи с чем просит административный иск оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо-Сивов Александр Николаевич пояснил, что с согласия родного брата Сивова Алексея Николаевича помогал ему устроиться в ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых инвалидов». При этом речи о том, что он пойдет туда жить временно, не было. Он никаких документов за Сивова Алексея Николаевича не подписывал, паспорт у него не брал.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ГБУ СОН «Саранский дом-интернат для престарелых инвалидов» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки не известил.
Заслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно положению статьи 6 Закона, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
В пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее Правила регистрации) также указано, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с пунктами 26 - 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (далее Административный регламент), гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Согласно пункту 17 Административного регламента лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются:
должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда;
уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами;
уполномоченные должностные лица многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг;
собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Правил регистрации и в перечне лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В пункте 18 Правил регистрации указано, что органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
В соответствии со статьей 7 Закона снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе, в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
Согласно Положению об отделе по вопросам миграции отдела полиции №4 (по обслуживанию Пролетарского района) УМВД России по городскому округу Саранск, утвержденному приказом врио начальника УМВД России по го Саранск №633 от 07 октября 2016 г., отдел осуществляет федеральный государственный надзор (контроль) за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.8.1); организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства (п.8.2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с вышеуказанными требованиями 25 января 2017 г. Сивов Алексей Николаевич через ГБУ СОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратился в ОВМ ОП №4 УМВД России по го Саранск с письменным заявлением по форме №6 о регистрации его по месту жительства по адресу <адрес>, предоставив паспорт , копию договора о предоставлении социальных услуг № от 24.01.2017 г., что подтверждается копией заявления Сивова А.Н. о регистрации по месту жительства от 25.01.2017 г., в котором имеется его подпись, копией договора о предоставлении социальных услуг № от 24.01.2017 г.
Довод представителя административного истца о том, что заявление о регистрации по месту жительства не может быть напечатано, является несостоятельным, поскольку таких ограничений закон не устанавливает, из положений указанных нормативных актов следует, что заявление о регистрации по месту жительства должно быть изложено в письменной форме.
Довод представителя административного истца о том, что заявление о регистрации по месту жительства от 25.01.2017 г. Сивов А.Н. не подписывал, в нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подтвержден доказательствами, с ходатайством о назначении по делу почерковедческой экспертизы сторона истца не обращалась, несмотря на разъяснение судом такого права.
Согласно статье 6 Закона и пункта 18 Правил регистрации, орган регистрационного учета должен зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов, при этом у органа регистрационного учета возникает не право, а обязанность совершить указанные действия.
На основании указанного заявления Сивова А.Н. 25.01.2018 г. административным ответчиком принято решение о регистрации последнего по указанному месту жительства в соответствии с пунктом 16 Правил регистрации, о чем имеется отметка в заявлении о регистрации по месту жительства от 25.01.2018 г.
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при рассмотрении представленных лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не позднее 3-х рабочих дней:
после принятия решения о регистрации гражданина по месту жительства в течение рабочего дня вносят сведения о нем в автоматизированную базу данных ФМС России;
в паспортах граждан, зарегистрированных по месту жительства и не снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, одновременно проставляется оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.
Согласно данным требованиям административный ответчик проставил соответствующие оттиски штампа в паспорте Сивова Алексея Николаевича.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия административного ответчика являются правомерными и основанными на нормах действующего законодательства, поскольку Сивовым Алексеем Николаевичем представлены все необходимые документы для регистрации его по адресу: <адрес> на основании которых административный ответчик, являясь уполномоченным лицом, законно и обоснованно произвел регистрацию административного истца по месту его жительства, а также в силу положений статьи 7 Закона снял его с регистрационного учета по месту жительства по адресу : <адрес>, следовательно, административный иск следует оставить без удовлетворения как необоснованный.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В паспорте Сивова Алексея Николаевича имеется отметка о регистрации его 25.01.2017 г. по месту жительства по адресу : <адрес>
В нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду не представлено доказательств того, что у Сивова Алексея Николаевича паспорт отсутствовал, направление административного иска по почте, не свидетельствует об отсутствии у административного истца паспорта, в связи с чем суд приходит к убеждению, что Сивов Алексей Николаевич узнал о том, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу : <адрес> не позднее февраля 2017 г., следовательно, обратившись в суд с указанным административным иском 18.12.2017 г., Сивов Алексей Николаевич значительно пропустил срок обращения в суд с указанным иском.
Поскольку Сивов Алексей Николаевич не представил данных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им указанного срока, суд приходит к убеждению, что данный срок пропущен им без уважительной причины и не подлежит восстановлению, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
Решил :
Отказать в удовлетворении административного иска Сивова Алексея Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел России по городскому округу Саранск о признании снятия с регистрационного учета незаконным и о возложении обязанности поставить на регистрационный учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья