РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2012 г. г. Улан-Удэ
Мировой судья судебного участка №8 Октябрьского района г.Улан-Удэ Доржиев А.И., при секретаре Мануевой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пушин Е.Г.1 к ОАО «Сбербанк России», в лице Бурятского отделения №8601, о взыскании денежных средств, оплаченных за обслуживание ссудного счета,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец Пушин Е.Г.1 просит взыскать с ответчика 44055 рублей, оплаченных им банку в качестве комиссии за обслуживание ссудного счета.
В судебном заседании истец Пушин Е.Г.1, исковые требования поддержал, пояснив, что в ноябре 2009 года Президиум Высшего Арбитражного Суда постановил, что условие кредитного договора о взимании единовременного платежа за открытие ссудного счёта не основано на законе и является нарушением прав потребителя. Не согласен с заявлением ответчика о пропуске срока исковой давности. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В связи с чем, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие последнего. В отзыве на иск представитель ответчика <ФИО3>, действующая по доверенности <ДАТА2>, указала, что исковые требования не признает, так как истцом пропущен срок исковой давности, который составляет три года с даты оплаты комиссии за обслуживание ссудного счета.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
Установлено, что <ДАТА3> между истцом и ответчиком заключен кредитный договор <НОМЕР>. В п.3.1 данного кредитного договора содержится условие об оплате заемщиком, за обслуживание ссудного счета единовременного платежа (тарифа) в размере 44055 рублей.
В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за неё.
Взимание, в данном случае, рассматриваемой комиссии не предусмотрено ни нормами гражданского законодательства, ни другими федеральными законами, нормативно-правовыми актами.
Ссудный счет не является банковским счетом, а является специальным счетом для отражения в балансе образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными договорами. Открытие и ведение ссудного счета для учета ссудной задолженности регулируется специальными банковскими нормативными документами.
Так, из положения «О правилах ведения бухучета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденного Банком России 26.03.2007г. № 302-П, следует, что условием предоставления и погашения кредита является открытие и ведение банком ссудного счета. Таким образом, открытие и ведение ссудного счета нельзя рассматривать, как самостоятельную банковскую услугу.
Согласно ст.30 ФЗ «О банках и банковской деятельности», полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией и доводится ею до заемщика - физического лица в порядке, установленном Банком России.
В Указании ЦБ России от 13.05.2008г. № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита» значится, что в платежи заемщика по кредитному договору, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, включается, в том числе, комиссия за обслуживание ссудного счета, за выдачу кредита, однако правомерность ее взимания не определена, и данное указание банка нельзя причислить к нормативно-правовому акту.
Поскольку взимание банком с клиентов рассматриваемой комиссии законодательно не регламентировано и банк, взимая ее, фактически не оказывает заемщику каких-либо услуг, следует признать, что условие о ее взимании ущемляет права заемщика, оплатившего эту комиссию. Это условие кредитного договора, не основанное на законе и нарушающее права истца, не может считаться действительным, в силу его ничтожности.
Вместе с тем, рассматривая доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, возражения истца в этой части, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В данном случае, течение срока исковой давности, о взыскании денежных средств полученных банком по недействительному, в силу его ничтожности, условию кредитного договора, начинается с <ДАТА6>, то есть с даты оплаты указанной выше комиссии, и истекает <ДАТА7> С указанными исковыми требованиями истец обратился в суд <ДАТА8>, то есть по истечению срока исковой давности. Ходатайство о восстановлении срока исковой давности, после разъяснения ему такого права, истец не заявил.
В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Пушин Е.Г.1 к ОАО «Сбербанк России», в лице Бурятского отделения №8601, о взыскании денежных средств, оплаченных за обслуживание ссудного счета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья: А.И. Доржиев