№ 2-48/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2018 года пос. Лоухи
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего - судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Шильниковой Е.А., с участием: представителя ответчика Зайкова А.Ф., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинкаренко О.Ю. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Шинкаренко О.Ю. обратилась с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» (далее – Лоухская больница) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года в сумме 47 913,02 руб., признании действий работодателя по начислению заработной платы ниже МРОТ незаконными.
Требования истца мотивированы тем, что она с ХХ.ХХ.ХХ работает в Лоухской больнице. Заработная плата за период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года выплачена ей ответчиком менее установленного минимального размера оплаты труда (размер МРОТ с 01.07.2016 – 7500 руб., с 01.07.2017 – 7800 руб.) с учетом районного коэффициента к заработной плате в размере 40% и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80%, что является нарушением её трудовых прав.
Истец Шинкаренко О.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия истца.
Представитель ответчика Зайков А.Ф. разрешение спора оставил на усмотрение суда. По его расчетам размер заявленной ко взысканию заработной платы составит 44 921,09 руб., так как неверно истцом произведен расчет за декабрь 2016 года (норма времени в декабре 2016 года для расчета не 158 часов, а 158,4 часа) и январь 2017 года (фактически отработано 131,7 часа, а в расчете указано 167,7 часа). Просил снизить размер государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением государственного бюджетного учреждения.
Заслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Судом установлено, что Шинкаренко О.Ю. на основании трудового договора работает с ХХ.ХХ.ХХ в Лоухской больнице в должности ....
Шинкаренко О.Ю. выплачена заработная плата за декабрь 2016 года – 12 046,32 руб. и в 2017 году: январь – 19 656,36 руб., февраль – 14 418,08 руб., март – 13 886,07 руб., апрель – 18 996,14 руб., май – 29 697,36 (с отпускными) руб., июль – 13 103,51 руб., август – 14 263,31 руб., сентябрь – 13 448,22 руб., октябрь – 13 801,32 руб., ноябрь – 13 534,68 руб.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2016 – 7500 руб., 01.07.2017 – 7800 руб.
Лоухский район относится к районам Крайнего Севера.
Изложенные обстоятельства подтверждаются приведенными письменными материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-П от 07.12.2017 «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений (п.4.2. Постановления).
Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 5 Постановления).
Из изложенных правовых норм следует, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда.
Принимая во внимание, что размер начисленной и выплаченной заработной платы Шинкаренко О.Ю. без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%), ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению.
Так, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы Шинкаренко О.Ю. за период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года составит 44 921,09 руб. (за декабрь 2016 года – 4412,01 руб. (12 046,32 руб. (фактически выплаченная заработная плата) – 16 458,33 руб. (7800 руб.\158,4 часов (рабочая норма) дня х 158 (фактически отработанно часов)х2,2 (районный коэффициент (40%) и северная надбавка (80%))+ январь 2017 года – 0 руб. (19 656,36 руб. - 17 753,68 руб. (7500 руб. \122,4 часах131,7 часах2,2) + февраль 2017 года – 4137,36 руб. (14 418,08 руб. – 18 555,44 руб. (7500 руб. \128,6 часа х 144,62 часа2,2) + март 2017 года – 5234,64 руб. (13 886,07 руб. – 19 120,71 руб. (7500 руб.\157,4 часа х182,4 часах2,2) + апрель 2017 года – 4516,36 руб. (18996 руб. – 23 512,5 руб. (7500 руб. \144 часах205,2 часах2,2) + май 2017 года – 2265,69 руб. (12 171,81 руб. – 14 437,5 руб. (7500 руб.\144часа х126часов х2,2) + июль 2017 года – 5622,68 руб. (13 103,51 руб. – 18 726,19 руб. (7800руб.\151,2часах165 часов х 2,2) + август 2017 года – 2445,69 руб. (5761,27 руб. – 8206,96 руб. (7800 руб. \165,6 часах79,2 часа х2,2) + сентябрь 2017 года – 5788,68 руб. (13 448,22 руб. – 19 236,90 руб. (7800 руб. \151,2х169,5х2,2) + октябрь 2017 года – 5958,68 руб. (13 801,32 руб. – 19 760 руб. (7800 руб. \158,4 часах182,4 часах2,2) + ноябрь 2017 года – 4539,30 руб. (13 534,68 руб. – 18 073,98 руб. (7800 руб. \150,2 часах158,2 часа х2,2).
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ, требования о взыскании заработной платы подлежат обращению к немедленному исполнению.
Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу ст. 103 части 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая имущественное положение ответчика, оценивая заявленные в данной части доводы представителя Лоухской больницы, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, снижает размер взыскиваемой в пользу бюджета Лоухского муниципального района госпошлины до 100 руб.
Суд обращает внимание, что задолженность по заработной плате взыскана с ответчика с учетом 13% НДФЛ, а поэтому на основании подп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ, если у истца не был удержан НДФЛ, он обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог с суммы выплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,114,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Шинкаренко О.Ю. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Признать действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» по начислению заработной платы ниже МРОТ незаконными.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» в пользу Шинкаренко О.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года в сумме 44 921 (сорок четыре тысячи девятьсот двадцать один) руб. 09 руб. (с учетом подлежащего оплате НДФЛ).
Решение в части взыскания заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Лоухская центральная районная больница» в пользу бюджета Лоухского муниципального района государственную пошлину в размере 100 (сто) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Л. Поращенко