Дело № 2-6262

Изготовлено 26 сентября 2016 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2016 года Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.,

при секретаре Смола А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области об организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка,

установил:

прокурор Кольского района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области об организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка, в обоснование требования ссылаясь на то, что в нарушение требований природоохранного законодательства до настоящего времени ответчиком не принято мер по контролю сохранности земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> являющегося федеральной собственностью, а также мер к ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на территории данного земельного участка.

Просил обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с земельного участка с кадастровым номером в месячный срок с даты вступления решении суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца поддержал требование.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области возражал против удовлетворения требования, полагая Росимущество ненадлежащим ответчиком. В обоснование позиции сослался на то, что в ходе осуществления своих полномочий Территориальным управлением в ДД.ММ.ГГГГ было выявлено использование земельного участка без правоустанавливающих документов <данные изъяты>» () и <данные изъяты> (. ). Объекты недвижимости были приобретены <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ у <данные изъяты>» на основании договора купли-продажи имущественного комплекса подсобного хозяйства «<данные изъяты>

Оба юридических лица используют земельный участок, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.

Несанкционированные свалки расположены непосредственно около объектов недвижимости, принадлежащих вышеуказанным лицам.

Земельный кодекс РФ устанавливает права и обязанности в отношении соблюдения норм земельного законодательства не только для собственников, но и иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Однако, каких-либо процессуальных действий по установлению вины вышеуказанных юридических лиц либо иных лиц Прокуратурой Кольского района не произведено.

Полагает, что вина непосредственно Территориального управления в захламлении участка отходами не установлена и не доказана.

Настаивал на том, что ответчик является территориальным органом Росимущества на территории Мурманской области, никакой хозяйственной деятельности не осуществляет, спорный земельный участок не использует, отходы производства и потребления на земельном участке не размещает, в связи с чем полагает, что обязанность по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления с земельного участка должна быть возложена на лиц, фактически использующих земельный участок: <данные изъяты>».

Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области направил в суд письменное мнение по иску, в котором полагал заявленное прокурором требование обоснованным, просил рассмотреть дело без его участия в судебном заседании.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, удовлетворяет иск по следующим основаниям.

Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером площадью <адрес>, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования (далее - земельный участок), что подтверждается записью об осуществлении государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование иным лицам. На земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером в точках с координатами захламлен отходами производства и потребления в виде отходов деревянных окрашенных и промасленных; металлических отходов заржавленных, пластиковой, картонной и металлической тары, бытовых отходов в полиэтиленовых мешках, строительных отходов в полипропиленовых мешках, бытовой техники, покрышек автомобильных отработанных, твердых коммунальных отходов.

    В силу ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует Земельное законодательство.

Согласно п.п.1,.2 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, а также приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (ч.ч. 1, 2 ст. 3 Земельного кодекса РФ).

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 -«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно пункту <данные изъяты> Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности..

Из взаимосвязи пунктов <данные изъяты> Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Территориальное управление Росимущества в <адрес>:

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность;

осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;

-    осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Ответчиком факт захламления земельного участка не оспаривается.

При этом, доводы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о виновности действий <данные изъяты> в ненадлежащем использовании земельного участка, повлекшем образование несанкционированной свалки, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, реализуя установленные пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по осуществлению государственного земельного надзора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее - Управление), ДД.ММ.ГГГГ осуществило административное обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что <данные изъяты>" ) использует часть земельного участка с кадастровым номером (<адрес> не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

- <данные изъяты>" ) использует часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>), не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ, находящейся в нормативно-правовом единстве с положениями пункта 3 статьи 1, пункта 5 статьи 10 ГК РФ, пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, со стороны ответчика доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих возражений, а именно вины третьих лиц в захламлении земельного участка и, соответственно, наличия оснований для возложения на них обязанности по приведению земельного участка в надлежащий порядок, не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает обоснованными доводы истца о том, что в нарушение требований природоохранного законодательства до настоящего времени ТУ Росимущества в Мурманской области не принято мер по исполнению возложенных на него полномочий по контролю сохранности земельного участка, являющегося федеральной собственностью, а также мер к ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся на территории земельного участка с кадастровым номером

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок влечет загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний, что нарушает законные интересы и права населения. Соответственно, иск прокурором подан в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Обоснованных доводов, свидетельствующих о недостаточности требуемого истцом срока для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства, ответчиком не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

     ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░_______________

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-6262/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кольского района
Ответчики
ТУ РОСИМУЩЕСТВО В МО
Другие
Министкерство природных ресурсов и экологии МО
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
21.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2016Передача материалов судье
21.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2016Предварительное судебное заседание
10.08.2016Судебное заседание
07.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее