Акушинский районный суд РД судья М.М. Исмаилов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2019 года, по делу №/19, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Омарова Д.М., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО7 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка № МО СП «сельсовет Усишинский» <адрес> к ФИО1 об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, решением участковой избирательной комиссии от <дата> № на досрочные выборы депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Усишинский» седьмого созыва,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:
административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии № к административному ответчику ФИО1 об отмене регистрации кандидата - удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата ФИО2, <дата> г.р., зарегистрированного кандидатом в депутаты на выборах депутатов Собрания депутатов СП «сельсовет Усишинский» решением № от <дата> Участковой избирательной комиссии №.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., пояснения представителя административного истца по доверенности ФИО9, административного ответчика ФИО1, заключение прокурора ФИО11, судебная коллегия
установила:
ФИО3 решением Участковой избирательной комиссии избирательного участка № МО СП «сельсовет Усишинский» <адрес> от <дата> № (далее по тексту УИК №) зарегистрирован кандидатом в депутаты на досрочные выборы депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Усишинский» <адрес> седьмого созыва.
Председатель УИК № ФИО8 обратился в суд к ФИО1 с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты на основании положений Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон о выборах).
Обращение в суд мотивировано тем, что ФИО1 в заявлении о выдвижении себя кандидатом в депутаты представительного органа указал неполные сведения о наличии судимости, а так же не воспользовался правом на уточнение сведений о судимости в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Закона о выборах.
Данное является основанием для отмены судом регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты представительного органа.
Судом первой инстанции принято приведенное выше решение, с которым не согласился административный истец ФИО1
В поданной им апелляционной жалобе и дополнении к ней ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с неправильным применением судом норм материального права. При этом в жалобе указывается на то, что ответчик привлекался к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ, но был освобожден от наказания по амнистии, в связи с чем он не судим.
В суде апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить.
Представитель УИК № по доверенности ФИО9, прокурор ФИО10 в письменных возражениях и прокурор ФИО11 в заключении в судебном заседании указывают о законности и обоснованности судебного акта и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от <дата> № «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда указанным требованиям соответствует.
В соответствии со ст.33 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон о выборах) о выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном законом (п.1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (п.2).
В силу п. 2.1 указанной статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном п. 2 этой же статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст.37 Закона Республики Дагестан от <дата> № «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».
Как следует из положений подпункта 58 статьи 2 Закона о выборах, сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, если кандидат был осужден за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом РФ.
Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (п. 9 ст. 37 Закона о выборах).
Согласно пп. «б» п. 26 ст. 38 Закона о выборах основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст.33 данного Федерального закона.
Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом при установлении факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости (пп. «а», «з» п.7, п. 9, п. 12 ст. 76 Закона о выборах).
Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором народного суда <адрес> от <дата> по ч. 1 ст. 264 УК РФ к 1 году лишения свободы. Освобожден от наказания по акту амнистии.
Между тем заявление ФИО1 от <дата> в УИК № о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа содержат неполные сведения о судимости.
Сведения об этом стали известны после регистрации кандидата в результате проведения проверочных мероприятий. Данное обстоятельство в силу приведенных выше положений п. 7, п. 9, п. 12 ст. 76 Закона о выборах является основанием к отмене регистрации кандидата ФИО1
Суд первой инстанции, установив факт указания ФИО1 неполных сведений о судимости, принял обоснованное решение об удовлетворении требований об отмене регистрации ответчика кандидатом в депутаты.
Между тем анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Специфика избирательного законодательства направлена на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Уголовный кодекс РФ и Закон о выборах регулируют различные правовые отношения, и устанавливают различное содержания понятия судимость, а именно статья 86 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Иное содержание понятия судимости и правовых последствий судимости в целях регулирования отношений, связанных с проведением выборов в органы власти, определены Законом о выборах, подпунктом 58 статьи 2 которого установлено, что сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат.
При этом на основании части 1 статьи 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные лишь Уголовным кодексом РФ, связанные с судимостью.
Указание кандидатом сведений о наличии судимости необходимо как для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права, поскольку пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 статьи 4 Закона о выборах предусмотрено в каком случае осужденные лица не имеют права быть избранными, а также необходимо для того, чтобы избирательная комиссия могла довести такие сведения о кандидате до сведения избирателей (пункт 7 статьи 33 указанного Федерального закона); в целях способствования осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов сведения о судимости кандидата указываются в тексте бюллетеня для голосования (пункт 7 статьи 65 указанного Федерального закона), а также в оборудованном в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением информационном стенде, в котором размещается информация о всех кандидатах, внесенных в бюллетень (пункт 4 статьи 61 указанного Федерального закона).
Судимость, как указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, - в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом РФ, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера. В том числе такая позиция выражена и в Определении Конституционного Суда РФ от <дата> N 450-О.
При таких обстоятельствах ФИО1, изъявивший желание воспользоваться своим пассивным избирательным правом, и давший согласие баллотироваться на должность депутата сельского Собрания депутатов, обязан знать и соблюдать требования законодательства Российской Федерации о выборах, в том числе обязанность указать полные сведения о своей судимости.
Доводы апеллянта об обратном являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права и иной отличной от суда оценке обстоятельств дела, что не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Акушинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи