Решение по делу № 2а-1456/2019 ~ М-937/2019 от 15.03.2019

К делу № 2а-1456/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» апреля 2019 года                                                              г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Зубкова Г.А.

при секретаре Бешуковой С.Б.,

с участием представителя истицы Карташовой Н.И. – Пономарева Г.И.,

представителя ответчика - МВД по РА – Аннина С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Карташовой Нины Ивановны к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея о признании незаконным отказа в восстановлении статуса вынужденного переселенца,

У С Т А Н О В И Л :

Карташова Н.И. обратилась в суд с административным иском к ответчику о признании незаконным отказа в восстановлении статуса вынужденного переселенца. В обоснование иска указала, что на основании решения Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея от 11.03.1999 года он была признана вынужденным переселенцем и с 11.03.1999 года состояла на учете в качестве вынужденных переселенцев. В связи с отсутствием в собственности жилого помещения Карташовой Н.И. ежегодно решением ОФМС России по Республике Адыгея продлевался срок действия статуса вынужденного переселенца в соответствии со статьей 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». В последний раз такое решение было принято Отделом Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея 26 апреля 2016 г. (приказ ОФМС России по Республике Адыгея от 26 апреля 2016 года № 62) на основании заявления административного истца от 10.03.2016, в котором она просила продлить ей статус вынужденного переселенца в связи с отсутствием жилья.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена. Полномочия упраздненной ФМС России и её территориальных органов переданы соответственно Министерству внутренних дел Российской Федерации и его территориальным органам. Полномочия упразднённого ОФМС России по Республике Адыгея переданы МВД по Республике Адыгея, для чего в структуре МВД по Республике Адыгея было образовано Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея и подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России районного (городского) уровня.

Обратившись в очередной раз за продлением статуса вынужденного переселенца ей на основании решения комиссии Управления по вопросам миграции от 06.03.2017 года было отказано ввиду несоответствия требованиям пункта 5 статьи 5 Закона № 4530-1Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Такое несоответствие Федеральная миграционная служба усмотрела в том, что члену семьи вынужденного переселенца дочери Карташовой Н.И. – Новиковой С.К. с 27.01.2005 принадлежит на праве собственности жилое помещение – домовладение по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 470. Этим же решением комиссии было отменено ранее принятое решение от 30.03.2016 о продлении Карташовой Н.И. статуса вынужденного переселенца, а также признано недействительным ранее выданное Карташовой Н.И. удостоверение вынужденного переселенца.

На основании вышеуказанного решения комиссии УМВД МВД по Республике Адыгея был издан приказ МВД по Республике Адыгея от 10.03.2017 № 113, в котором было воспроизведено решение комиссии от 06.03.2017.

12.10.2018 Карташова Н.И. вновь обратилась в МВД по Республике Адыгея в Управление по вопросам миграции с заявлением о восстановлении ее статуса вынужденного переселенца, мотивируя его тем, что до настоящего времени она с мужем не имеют собственного жилья и не обустроены на территории Республики Адыгея. В качестве адреса регистрации Карташова Н.И. указала адрес: г. Майкоп, ул. им. Макаренко, дом 5.

Письмом от 09.11.2018 исх. № 31186103929660 МВД по Республике Адыгея отказало Карташовой Н.И. в восстановлении статуса вынужденного переселенца со ссылкой на решения комиссии УМВД МВД по Республике Адыгея от 06.03.2017 и приказ МВД по Республике Адыгея от 10.03.2017 № 113.

Полагая, что таким отказом, выраженным в письме от 09.11.2018 исх. № 31186103929660, МВД по Республике Адыгея нарушает права Карташовой Н.И., последняя обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с соответствующим административным исковым заявлением.

МВД по Республике Адыгея возражало против удовлетворения административного искового заявления Карташовой Н.И. по основаниям, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление и приобщенном к материалам дела.

В судебном заседании представитель Карташовой Н.Изаявленные требования поддержал, пояснив, что основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца и лишении истицы данного статуса послужило то, что Карташова Н.И. с мужем проживали в жилом помещении, принадлежащей ее дочери – Новиковой С.К. по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 470. С сентября 2018 Карташова Н.И. со своим мужем проживают на съемном жилье по ул. им. Макаренко, 5 в г. Майкопе. Собственного жилья не имеют. Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для отказа в продлении Карташовой Н.И. статуса вынужденного переселенца и его лишения (решение комиссии УМВД МВД по Республике Адыгея от 06.03.2017 и приказ МВД по Республике Адыгея от 10.03.2017 № 113) на момент нового обращения Карташовой Н.И. в октябре 2018 были устранены, а статус вынужденного переселенца ею был получен в установленном порядке, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме. Также просил суд восстановить пропущенный по уважительным причинам трехмесячный срок на обжалование решения по причине того, что данное письмо Карташова Н.И. не получала, а о полученном отказе узнала непосредственно в МВД по Республике Адыгея в первых числах марта. Также представитель административного истца уточнил заявленные административные исковые требования в части обжалуемого решения и просил признать незаконным отказ МВД по Республике Адыгея, выраженный в письме от 09.11.2018 исх. № 31186103929660 в восстановлении Карташовой Н.И. и возложить на МВД по Республике Адыгея обязанность восстановить Карташовой Нине Ивановне статус вынужденного переселенца.

Представитель МВД по Республике Адыгея возражал против удовлетворения административного иска Карташовой Н.И. по причине пропуска истцом трехмесячного срока на обжалование отказа, а также ссылаясь на наличие принятых в отношении Карташовой Н.И. вступивших в законную силу судебных актов (решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02.06.2017 об отказе в признании незаконным решения комиссии МВД по Республике Адыгея от 06.03.2017).

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Карташовой Н.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», в редакции действующей в спорный период, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Статус вынужденного переселенца согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах" в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана», имеет специальный, целевой и срочный характер. Он предоставляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на пять лет; но срок его действия может быть продлен на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства (пункты 2, 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

В соответствии с пунктами 9, 17, 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года N 218 (далее - Административный регламент), решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом.

Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (пункт 22 Административного регламента).

При этом обустройство вынужденных переселенцев на новом месте жительства по смыслу пункта 4 статьи 5 и статьи 7 Закона в первую очередь связано с обеспечением вынужденных переселенцев и членов их семьи жилыми помещениями для постоянного проживания. Порядок такого обустройства определяется Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года № 845.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона и пункту 2 Положения вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Из материалов дела усматривается, что Карташова Н.И., 05.12.1947 года рождения, прибыла на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, и с 11.03.1999 состояла на учете в качестве вынужденного переселенца.

Действие статуса вынужденного переселенца Карташовой Н.И. продлевалось с 1999 г. по 2016г. ежегодно в установленном законом порядке по ее письменному заявлению.

Согласно отметке в паспорте гражданина Российской Федерации Карташовой Н.И. в графе «место жительства» указанное лицо с 11.12.1998 года было зарегистрировано по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 470.

При этом, жилое помещение для постоянного проживания, возвратная ссуда, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, компенсация за утраченное жильё за указанный выше период действия статуса вынужденного переселенца административному истцу не предоставлялись.

30.03.2016 года ОФМС России по Республике Адыгея на основании заявления Карташовой Н.И. от 10.03.2016 года принято решение о продлении ей статуса вынужденного переселенца до 11.03.2017 года.

Заседанием комиссии Управления по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея от 06.03.2017 года, на основании рапорта заместителя начальника - начальника отдела разрешительно-визовой работы УВМ МВД по Республике Адыгея по проверке членив семьи вынужденного переселенца Карташовой Н.И., было принято решение о признании недействительным предыдущего решения от 26.04.2016 № 62 и снятии указанного гражданина с учета вынужденных переселенцев в виду не соответствия требованиям подпункта 1 пункта 5 статьи 5 Закона № 4530-1.

Данное решение мотивировано тем, что в результате проведенных проверок установлено, что Новикова С.К. 18.03.1971 года рождения, является членом семьи Карташовой Н.И., ее родной дочерью. Новикова С.К. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 470 и по указанному адресу проживают все члены семьи Карташовой Н.И. Исходя из данных обстоятельств комиссия пришла к выводу, что на момент подачи заявления о продлении срока действия вынужденного переселенца семья Карташовой Н.И. не соответствовала требованиям подпункта 1 пункта 5 статьи 5 Закона № 4530-1.

В Федеральном законе от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" не указан конкретный перечень обстоятельств, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается. Между тем к данным обстоятельствам может быть отнесено: жилищная необустроенность или неполучение государственной помощи в жилищном обустройстве.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Карташова Н.И. ранее была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее дочери – Новиковой С.К., при этом Карташова Н.И. не была вселена как член семьи собственника жилого помещения, а ее регистрация носила административный характер.

При этом, в настоящее время (на момент повторного обращения в МВД по Республике Адыгея за получением статуса вынужденного переселенца) Карташова Н.И. фактически была зарегистрирована и проживала по иному адресу.

До настоящего времени Карташова Н.И. и ее супруг Карташов К.А. жилищно не обустроены, своего жилья в собственности не имеют.

Статья 1Закона № 4530-1 под вынужденным переселенцем понимает гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 21 ноября 2002 года (N 15-П), правовое государство, каковым является Российская Федерация (статья 1 Конституции Российской Федерации), может признаваться по самой своей сути таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации, как и в ее субъектах, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 45 (часть 1), 55 (часть 1), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона.

Из названных положений вытекает конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда где-либо возникают экстраординарные ситуации, связанные, в том числе, с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав.

В силу указанных обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке со стороны государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных прав. Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.

Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", конкретизируя применительно к гражданам - вынужденным переселенцам обязанности государства по восстановлению их нарушенного права на жилище, предусматривает систему мер по обеспечению этих граждан жильем. В частности, государство обязано при отсутствии у вынужденного переселенца возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации направить его на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Наряду с этим, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Российской Федерации и средств местного бюджета, независимо от срока проживания в данной местности; оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов; предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3, 4 части 1 статьи 7).При этом вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев лишь при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также, если он отсутствует без уважительных причин свыше 6 месяцев (ч. 3 ст. 6).

Совокупность изложенных положений Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" дает основание полагать, что вынужденный переселенец реализует свое конституционное право с момента строительства (приобретения) жилья в собственность.

Учитывая, что Карташова Н.И. была признана вынужденным переселенцем в установленном законом порядке, по настоящее время не обустроена, не имеет возможности приобрести новое жилье и в настоящее время основания, препятствующие продлению такого статуса, отсутствуют, а у Карташовой Н.И. отсутствует иная возможность восстановить свое нарушенное право кроме как в судебном порядке, оспариваемое решение МВД по Республике Адыгея, выраженное в письме от 09.11.2018 исх. № 31186103929660, подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Карташовой Нины Ивановны к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея о признании незаконным отказа в восстановлении статуса вынужденного переселенца – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Адыгея, выраженный в письме от 09.11.2018 исх. № 31186103929660, в восстановлении Карташовой Нины Ивановны в статусе вынужденного переселенца и обязать Министерство внутренних дел по Республике Адыгея восстановить Карташову Нину Ивановну в статусе вынужденного переселенца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2019 г.

Председательствующий                  -подпись-                        Г.А. Зубков

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2019-001895-45

Подлинник находится в материалах дела № 2а-1456 /2019 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.

2а-1456/2019 ~ М-937/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карташова Н.И.
Карташова Н.И.
Ответчики
МВД по РА
Другие
Пономарев Г.И.
Суд
Майкопский городской суд
Судья
Зубков Геннадий Анатольевич
15.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
18.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2019[Адм.] Судебное заседание
08.04.2019[Адм.] Судебное заседание
09.04.2019[Адм.] Судебное заседание
11.04.2019[Адм.] Судебное заседание
12.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2019[Адм.] Дело оформлено
14.08.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее