Дело № 2-4581/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,
при секретаре Одинцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Алины Васильевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Спиридонова А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании незаконными действий по исключению несовершеннолетнего ребенка с учета для зачисления в детское дошкольное образовательное учреждение по льготной очереди, возложении обязанности восстановить ребенка на учете по льготной очереди.
В обоснование требований указала, что ее дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в льготной очереди для дальнейшего определения в детский сад на основании личного заявления. Основанием для постановки ребенка на учет для зачисления в учреждение в льготном порядке послужило предоставление сведений о том, что отец ребенка ФИО ветеран боевых действий в Чечне, более 7 лет в подразделении спецназа ВВ МВД, в настоящее время в звании ефрейтор служит старшим пулеметчиком штурмового отделения второго взвода первой группы специального назначения Национальной гвардии РФ. После представления сведений о прохождении службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации ответчик поставил ребенка истца на учет для зачисления в детское дошкольное учреждение в общем порядке. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Непринятие необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права истца и его несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании истец Спиридонова А.В. исковые требования поддержала, просила признать незаконными действий по исключению несовершеннолетнего ребенка с учета для зачисления в детское дошкольное образовательное учреждение по льготной очереди, возложения обязанности восстановить ребенка на учете по льготной очереди. Полагает, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе, в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Граждане, проходящие военную службу, имеют статус, устанавливаемый федеральным законом, в том числе, Федеральных законом «О статусе военнослужащих», в котором прямо предусмотрено предоставление детям военнослужащих мест в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке. В случае включения ребенка в льготную очередь его право на предоставление места в детском саду наступит скорее.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения требований возражала, просила в иске отказать, поскольку несовершеннолетний ребенок истца поставлен на учет для обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Права на первоочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении ребенок истца в настоящее время не имеет. Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» вышеуказанное право для военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии российской Федерации не закреплено. Вопрос о направлении ребенка истца в дошкольное учреждение рассматривается в порядке общей очереди. В настоящее время возможности обеспечить всех детей местами в дошкольных образовательных учреждениях нет. Перед ребенком истца как в льготной, так и в общей очереди имеются дети, чьи родители подали заявление ранее и имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление места в детском саду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Спиридонова А.В. и ФИО являются родителями ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из представленных департаментом образования администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ сведений ФИО была зарегистрирована в льготной очереди (отец являлся военнослужащим) для дальнейшего устройства в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений: №, 121 на основании заявления матери и представленных документов от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время место в детском саду ребенку истца не предоставлено ответчиком.
В настоящее время ребенок истца из льготной очереди был переведен в общую очередь для предоставления места в детском саду, в связи с тем, что ФИО является военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии.
Также из материалов дела следует, что первоначально на основании заявления матери и представленных документов ДД.ММ.ГГГГ ФИО была зарегистрирована в льготной очереди (отец являлся военнослужащим войсковой части 6832 ( г. Архангельск) и проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ).
После представления истцом в 2017 году справки о том, что отец ФИО является военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии, ребенок истца исключен из числа детей, имеющих право на первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении.
Указанные действия истец считает незаконными.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
Администрация МО «Город Архангельск» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.08.2013 № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).
Согласно п. 1.1-1.2, 2 Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 15 апреля до 01 сентября при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). В указанные учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Пунктами 8 и 9 Порядка установлены категории детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что правом первоочередного приема в организации пользуются дети, в том числе, военнослужащих.
Правом первоочередного приема в организации обладают дети иных лиц, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с Конституцией Российской Федерации определены Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Пунктом 6 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.
При таких обстоятельствах отсутствие прямого указания на соответствующую льготу в Федеральном законе от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» не может служить основанием для лишения детей военнослужащих войск национальной гвардии предусмотренного законом права на предоставление места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях в первоочередном порядке.
Доводы ответчика о том, что перечень гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих войск национальной гвардии, предусмотренный Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», расширительному толкованию не подлежит, несостоятельны, поскольку положения Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также распространены на военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, как и на военнослужащих иных войск в силу прямого указания на это в ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно ст. 34 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудники органов внутренних дел, проходившие военную службу (службу) по контракту до 5 апреля 2016 года, а также граждане, принятые на военную службу (службу) после указанной даты до утверждения штатов соответствующих органов управления, объединений, соединений, воинских частей, подразделений (органов), военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск национальной гвардии, продолжают проходить военную службу (службу) в войсках национальной гвардии в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы (службы) без переаттестации и переназначения.
Согласно представленной в администрацию справке от ДД.ММ.ГГГГ № отец ребенка ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО в настоящее время проходит службу в войсках Национальной гвардии РФ.
Условия, ухудшающие положение военнослужащего, в данном случае, применены быть не могут. Ответчиком не оспаривается наличие у истца права на первоочередное предоставление его ребенку в дошкольном учреждении в период прохождения им военной службы во внутренних войсках Российской Федерации, в связи с чем перевод истца на военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации не может служить основанием для лишения его ранее предусмотренной законом гарантии на устройство ребенка в детский сад в первоочередном порядке.
Иное толкование норм права нарушает права и законные интересы как истца, так и его несовершеннолетнего ребенка.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 05.08.2014 № 654 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии г. Архангельска.
Согласно п. 3.4 Регламента решение о комплектовании учреждений принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Основанием для принятия решения о предоставлении услуги является наличие свободных мест в учреждениях, согласно письменной заявке, которая ежемесячно представляется руководителями учреждений в департамент образования.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела указано на отсутствие свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, выбранном истцом при постановке ребенка на учет, а также представлены списки детей, имеющих право на внеочередной и первоочередной прием в дошкольные учреждения, списки детей, имеющих общие с истцом льготные основания для предоставления мест в дошкольном учреждении, но чьи родители предоставили заявление ранее истца.
На предоставление места в любом детском саду города истец не согласен, о чем свидетельствует заявление о постановке на учет для зачисления в определенные муниципальные образовательные учреждения, а также позиция, выраженная в судебном заседании.
Недостаточность мест в выбранных истцом дошкольных образовательных учреждениях сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалась, доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истца возраста в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения о том, что истец выражал свое согласие на комплектование в любое дошкольное учреждение г. Архангельска и ответчиком такая просьба отклонена.
Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемые истцом действия ответчика по исключению несовершеннолетней дочери -Спиридоновой А.В. - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из перечня лиц, чьи дети пользуются правом первоочередного приема в муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск», нарушают права и свободы истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Суд, установив, что оспариваемые действия повлекли нарушение прав истца, без признания незаконными действий невозможны восстановление и защита его нарушенных прав и законных интересов, приходит к выводу о том, что оспариваемые действия являются незаконными, не порождающими правовых последствий.
С учетом конкретных обстоятельств дела, необходимости восстановления нарушенных прав истца, отсутствия иных препятствий для включения ребенка истца в льготную очередь, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность восстановить несовершеннолетнюю дочь Спиридоновой А.В. - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди лиц, чьи дети пользуются правом первоочередного приема в муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск», с даты первоначальной постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная обязанность подлежит исполнению ответчиком с даты вступления решения в законную силу, необходимости в установлении иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Спиридоновой Алины Васильевны к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным исключение несовершеннолетней дочери истца Спиридоновой Алины Васильевны - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из перечня лиц, чьи дети пользуются правом первоочередного приема в муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск».
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» восстановить несовершеннолетнюю дочь истца Спиридоновой Алины Васильевны - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очереди лиц, чьи дети пользуются правом первоочередного приема в муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2017 года
Председательствующий Л.В. Ушакова