Решение по делу № 2а-1148/2018 ~ М-983/2018 от 09.08.2018

Административное дело №2а-1148/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года                             город Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Чистяковой Н.А.,

с участием

прокурора Молчановой О.А.,

представителя административного истца Борецкой Ю.И.,

представителей административного ответчика Фомченко С.П.,

представителя заинтересованного лица Белозёрова В.И.,

заинтересованного лица Посысаевой Е.Н., её представителей – адвокатов Бойковой М.С. и Мосейкина Д.В., заинтересованного лица Харитонова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко» в Тверской области к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района об исключении из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области кандидатов в депутаты, признании незаконным и отмене постановления о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты,

установил:

09 августа 2018 года в Конаковский городской суд Тверской области обратилось региональное отделения политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко» в Тверской области в лице своего представителя по доверенности к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района

- об исключении из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области кандидатов Посысаеву Елену Николаевну, Фигурина Валерия Анатольевича, Абрамова Игоря Валерьевича, Харитонова Дмитрия Николаевича, Акишина Алексея Васильевича, Шушину Елену Витальевну, Рамазанова Вадима Сабировича, Журавлеву Ирину Андреевну, Слепнева Валерия Борисовича, Шаронова Александра Николаевича, Шалопайкина Владимира Алексеевича, Тякмякова Дениса Васильевича, Соколова Александра Юрьевича;

- признании незаконным и отмене Постановление Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 26.07.2018 года № 93/602-4 о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Постановлением Территориальной избирательной комиссии Конаковского района (далее - Избирательная комиссия) от 26.07.2018 года №93/603-4 был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО»» в Тверской области». 26 июля 2018 года Постановлением Избирательной комиссии от 26.07.2018 № 93/602- 4 (далее - Постановление № 93/602-4) был зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области. Полагают, что Постановление № 93/602-4 подлежит отмене, как принятое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, поскольку имелись основания отказа в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области, предусмотренные подпунктами «б», «б1», «з» части 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ), и подпунктами «б», «б1» «з» части 8.1 статьи 36 «Избирательного кодекса Тверской области» от 07.04.2003 № 20-30 (далее - Избирательный кодекс Тверской области).

Так, несмотря на положения части 2 (подпункт з), 6, 16 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области при подаче документов для заверения муниципального списка кандидатов на выборах депутатов Собрания депутатов Конаковского района шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области 09.07.2018 года отсутствовала копия нотариально удостоверенных доверенностей, выданного уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам и являющаяся обязательным документом, представляемым для заверения списка кандидатов. Однако, не смотря на допущенные нарушения закона, муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области был заверен и зарегистрирован Избирательной комиссией, в то время как имелись основания для отказа в его заверении и регистрации предусмотренные подпунктами «б», «б1» части 25 статьи 38 Закона № 67-ФЗ и подпунктами «б», «б1» части 8.1 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области.

По правилам пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В муниципальном списке кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области, в заявлениях о согласии баллотироваться кандидатов Посысаевой Елены Николаевны, Фигурина Валерия Анатольевича, Абрамова Игоря Валерьевича, Харитонова Дмитрия Николаевича, Акишина Алексея Васильевича, Шушиной Елены Витальевны, Рамазанова Вадима Сабировича, Журавлевой Ирины Андреевны, Слепнева Валерия Борисовича, Шаронова Александра Р1иколаевича, Шалопайкина Владимира Алексеевича, Тякмякова Дениса Васильевича в нарушение названного выше правила не указан район, что является основанием для исключения названных кандидатов из списка кандидатов, предусмотренные подпунктами з), и) части 26 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.

Кроме того, указала, что

- кандидатом Шалопайкиным Владимиром Алексеевичем указаны недостоверные сведения о его профессиональном образовании, а именно, указано, что он имеет среднее образование, которое не является профессиональным, что также является дополнительным основанием для его исключения из муниципального списка кандидатов, согласно подпунктов «з», «и» части 26 статьи 38 Закона № 67-ФЗ;

- кандидатом Соколовым Александром Юрьевичем, представлена информация об основном месте работы сразу в двух организациях ООО «Альянс» в должности генерального директора и ООО «Простор» в должности директора, что противоречит требованиям трудового законодательства РФ. Полагают, названные сведения недостоверными и вводящими избирателя в заблуждение, так как согласно требований трудового законодательства основное место работы может быть только одно, и определяется оно местом нахождения трудовой книжки. В подтверждение названных сведений представлены справки с мест работы Соколова А.Ю., но ни одна из справок не содержит сведений о том, какое из указанных мест работы для Соколова А.Ю. является основным;

- представленные избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области справки в подтверждение сведений о месте работы кандидатов, не содержат информации (сведений), что названные места работы является для них являются основными, что также является основанием для исключения их из муниципального списка кандидатов, согласно подпунктов «з», «и» части 26 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.

Отметила, что избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому неуказание или неточное указание кандидатом каких-либо сведений или отступлений от установленной формы имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в представленных кандидатом документах, но не были указаны или были искажены. Исключение названных выше кандидатов в депутаты из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области, является самостоятельным основанием для отмены регистрации названного списка, предусмотренного подпунктом «з части 25 статьи 38 Федерального Закона № 67-ФЗ и подпунктом «з» части 8.1 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области. Оспариваемое Постановление №93/602-4 нарушает пункт 28 статьи 2, пункт 1 статьи 4 Федерального Закона № 67-ФЗ - равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19), так как допускает возможность участия в выборах избирательного объединения, зарегистрированного, несмотря на наличие нарушений, препятствующих его регистрации.

В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.

    При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фигурин Валерий Анатольевич, Абрамов Игорь Валерьевич, Харитонов Дмитрий Николаевич, Акишин Алексей Васильевич, Шушина Елена Витальевна, Рамазанов Вадим Сабирович, Журавлева Ирина Андреевна, Слепнев Валерий Борисович, Шаронов Александр Николаевич, Шалопайкин Владимир Алексеевич, Тякмяков Денис Васильевич, Соколов Александр Юрьевич.

    13 августа 2018 года от представителя административного истца поступило заявление о дополнительных основаниях, к участию в деле привлечена кандидат в депутаты из оспариваемого муниципального списка кандидатов в депутаты Посысаева Елена Николаевна в качестве заинтересованного лица.

    Из дополнений к административному исковому заявлению следует, что административный истец считает необходимым дополнить в обоснование требований следующие обстоятельства. В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Шушиной Еленой Витальевной в качестве основного места работы указано «ООО «Норд-М», в подтверждение чего представлена справка от 25.06.2018, согласно которой Шушина Е.В. работает в «организации «НОРД-М с 01.02.2017». Таким образом, в представленной справке от 25.06.2018 наименование организации указано неверно и не подтверждает сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться. Согласно сведений из ЕГРЮЛ (сайт www.nalog.ru) верным полным наименованием названной организации является Общество с ограниченной ответственностью «НОРД-М», краткое наименование - ООО «НОРД-М», как это и указано в заявлении о согласии баллотироваться Шушиной Е.В. Полагает названное основание дополнительным, к указанным в административном исковом заявлении основаниям, для исключения Шушиной Е.В. из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Борецкая Ю.И. поддержала доводы административного иска, доводы дополнительного заявления, просила исковые требования удовлетворить. Отметила, что законодателем определена одномоментность подачи документов для заверения муниципального списка кандидатов. Вместе с тем, при подаче Посысаевой Е.Н. документов для заверения муниципального списка кандидатов копии нотариально удостоверенной доверенности выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам, несмотря на обязательность предоставления документа, не была предоставлена в ТИК Конаковского района, что следует из выданного подтверждения получения документов. Также, ни у одного из перечисленных и привлеченных к участию в деле кандидатов в депутаты в адресе места жительства не указан район, тогда как законодатель предусмотрел в п. 5 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ обязательность указания в порядке: субъект РФ, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры. Помимо этого кандидат в депутаты Шалопайкин В.А. недостоверно представил сведения о профессиональном образовании, которого у него видимо нет; кандидат в депутаты Соколов А.Ю. представил две справки о том, что он является генеральным директором в ООО «Альянс» и ООО «Простор», ни в одной не указал где же основное место работы, что вводит избирателей в заблуждение. Указанное относится и к другим кандидатам, которые предоставляли справки с места работы. Кандидат в депутаты Шушина Е.В. предоставила, сведения, что работает в организации, указав неверное наименование, тогда как верное полное наименование названной организации является Общество с ограниченной ответственностью «НОРД-М», краткое наименование - ООО «НОРД-М». Полагает, имеется несколько самостоятельных оснований для удовлетворения требований административного истца. Территориальной комиссией Конаковского района допущены нарушения при регистрации муниципального списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области, в связи с чем имеются основания для исключения названных кандидатов в депутаты из муниципального списка и для признании Постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района №93/602-4 от 26 июля 2018 года о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, вдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области.

Представитель административного ответчика – председатель территориальной избирательной комиссии Конаковского района Фомченко С.П. в судебном заседании не согласился с требованиями по иску, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Представил письменный отзыв, изложенные в нем доводы поддержал. Порядок выдвижение кандидатов Избирательным объединением соответствует требованиям законодательства, в том числе Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях". Уведомление о проведении мероприятия Избирательного объединения о выдвижении кандидатов 06 июля 2018 года в г. Тверь поступило в ТИК Конаковского района 03 июля 2018 года. 09 июля 2018 года в ТИК Конаковского района поступили документы на заверение муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района шестого созыва, выдвинутых Избирательным объединением по муниципальному избирательному округу, представленных уполномоченным представителем Избирательного объединения Посысаевой Еленой Николаевной. В том числе заявления кандидатов о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты. Действительно 09.07.2018 г. уполномоченным представителем Избирательного объединения копия нотариально удостоверенной доверенности, выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам представлена не была. В соответствии с п. 5 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области от 07.04.2003 № 20-30 (далее - Избирательный кодекс) ТИК Конаковского района должна в течении трех дней принять решение о заверении, либо отказе в заверении муниципального списка кандидатов. Заседание ТИК Конаковского района по рассмотрению вопроса заверения (отказа в заверении) муниципального списка было назначено на 17 часов 15 минут 11 июля 2018 года, о чем, при получении подтверждения получения ТИК Конаковского района документов на заверение муниципального списка кандидатов Избирательного объединения, был уведомлен уполномоченный представитель Избирательного объединения. До начала заседания ТИК Конаковского района по рассмотрению вопроса о заверении (отказе в заверении) муниципального списка, в ТИК прибыл уполномоченный представитель Избирательного объединения по финансовым вопросам Петрова Анна Николаевна и предоставила свой паспорт гражданина РФ, оригинал нотариально удостоверенной доверенности 77 АВ 8107891 выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам, с которой в помещении ТИК Конаковского района была снята ксерокопия. Таким образом, к моменту начала заседания ТИК Конаковского района документы, необходимые для заверения муниципального списка Избирательного объединения, были предоставлены в полном объеме. Кандидат обязан в заявлении о согласии баллотироваться указывать только достоверные данные о себе. Поскольку на территории Тверской области только один город с наименованием «Конаково», то ТИК Конаковского района не имел оснований сомневаться в достоверности указанных в заявлениях на согласие выдвижения кандидатами в депутаты адресов места жительства. Указанное кандидатом в депутаты Щалопайкиным Владимиром Алексеевичем сведение о профессиональном образовании - среднее образование наоборот подтверждает, что кандидат не имеет профессиональное образование, а только среднее общее, что не требует предоставления подтверждающего документа в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Избирательного кодекса. Решение о регистрации (отказе в регистрации) кандидата ТИК Конаковского района должна принять на основании всех представленных документов, а также результатов их проверки в соответствующих органах. Информации о несоответствии данных, указанных в заявлении кандидата, в ТИК Конаковского района не поступало. Оснований изложенных в ч.ч. 8,9 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ для отмены регистрации регистрация списка кандидатов, как и для отмены регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в рассматриваемом случае не имеется. Указанные в административном исковом заявлении, по мнению Заявителя нарушения, не могут являться основаниями для отмены регистрации списка кандидатов, а также для исключения кандидата из зарегистрированного списка кандидатов. Иных доказательств истцом не представлено.

Представитель заинтересованного лица - Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области по доверенности Белозёров В.И. в судебном заседании не согласился с доводами административного истца, полагает требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. При этом подтвердил доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно указал, что не согласен с указанием представителя административного истца об одномоментности подачи всех документов указанных в ч. 2 ст. 32 Федерального закона №67-ФЗ. Уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение уполномоченным представителям избирательного объединения по финансовым вопросам оригинал и копия нотариально заверенной доверенности на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам была представлена 11.07.2018 года (на 20 день) со дня официального опубликования Решения Собрания депутатов Конаковского района №399 от 19.06.2018 г. в общественно-политической газете «Заря». Данный факт подтверждается подписью Председателя ТИК Конаковского района на копии доверенности и выпиской из протокола заседания ТИК Конаковского района Тверской области от 11.07.2018г., а также присутствующими членами ТИК Конаковского района Тверской области с правом решающего голоса и уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области» уполномоченным представителям избирательного объединения по финансовым вопросам Петровой Анной Николаевной, которая была приглашена на заседание комиссии и присутствовала на заседании ТИК Конаковского района Тверской области. Отметил, что сведения об адресе места жительства кандидаты указывают с учетом данных паспорта, при этом город Конаково районный центр, поэтому кандидатами верно указано Тверская область, город Конаково. Также полагает необоснованными и доводы и в отношении недостоверности представленных данных кандидатами в депутаты Шалопайкиным В.А., Соколовым А.Ю. Достоверность представленных кандидатами сведений о месте их работы административным истцом не опровергнута. Считает доводы представителя административного истца о якобы нарушении требований Федерального закона №67-ФЗ являются не состоятельными и основаны на неверном толковании норм Федерального и регионального избирательного законодательства. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Посысаева Е.Н. в судебном заседании не согласилась с требованиями административного истца в полном объеме, поддержала доводы представителя регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области и председателя ТИК Конаковского района. У неё на подачу документов были специально оговорены полномочия, документы оформлялись в соответствии с действующим законодательством.

    Представитель заинтересованного лица Посысаевой Е.Н. адвокат Бойкова М.С. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями и доводами представителя административного истца. Указала, что доводы являются надуманными, не основанными на законе.

Представитель заинтересованного лица Посысаевой Е.Н. адвокат Мосейкин Д.В. в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика и заинтересованных лиц, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованные лица Фигурин В.А., Абрамов И.В., Акишин А.В., Шушина Е.В., Рамазанов В.С., Соколов А.Ю., Журавлева И.А., Слепнев В.Б., Шаронов А.Н., Шалопайкин В.А., Тякмяков Д.В. в судебные заседания не явились о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Помощник прокурора Молчанова О.А. в судебном заседании дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

В соответствии с положениями ст. 96, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), учитывая надлежащее извещение сторон и поступившие ходатайства, суд признал возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы административного иска, доводы письменных отзывов административных ответчиков, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.

В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением Избирательной комиссии Тверской области №81/776-5 от 27 декабря 2012 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Конаковский район» Тверской области на территориальную избирательную комиссию Конаковского района. Постановлением Избирательной комиссии Тверской области №176/2221-5 от 12 мая 2016 года председателем территориальной избирательной комиссии Конаковского района назначен Фомченко С.П.

Решением Собрания депутатов Конаковского района №399 от 19 июня 2018 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Конаковского района шестого созыва на 09 сентября 2018 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района №93/603-4 от 26 июля 2018 года зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» в Тверской области.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Часть 2 статьи 32 избирательного кодекса Тверской области Согласно регламентировано, что уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего областной, муниципальный список кандидатов, представляет на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, - в избирательную комиссию Тверской области, на выборах в органы местного самоуправления не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 102 настоящего Кодекса, - в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) документы.

Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов.

Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены в части 8.1. статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области. В части 8.2. статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области отражены основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.

Судом установлено, что избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области порядок выдвижения кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области, установленный федеральным законодательством, нарушен не был.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Решение о выдвижении региональным отделением политической партии списка кандидатов в депутаты принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов делегатов от числа присутствующих на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, что следует из пункта 6 статьи 25 поименованного федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, представленные
09 июля 2018 года в избирательную комиссию в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ, уполномоченным представителем избирательного объединения Посысаевой Е.Н. документы отвечают требованиям закона и устава партии, обстоятельств, которые бы позволили суду сомневаться в легитимности решений избирательного объединения, не установлено.

Судом установлено, что 09 июля 2018 года в ТИК Конаковского района поступили документы на заверение муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района шестого созыва, выдвинутых Избирательным объединением по муниципальному избирательному округу, представленных уполномоченным представителем Избирательного объединения Посысаевой Еленой Николаевной. В том числе заявления кандидатов о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты. 09.07.2018 г. уполномоченным представителем Избирательного объединения копия нотариально удостоверенной доверенности, выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам представлена не была.

В соответствии с п. 5 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области территориальная избирательная комиссия Конаковского района должна в течение трех дней принять решение о заверении, либо отказе в заверении муниципального списка кандидатов. Заседание территориальной избирательной комиссии Конаковского района по рассмотрению вопроса заверения (отказа в заверении) муниципального списка было назначено на 17 часов 15 минут 11 июля 2018 года, о чем, при получении подтверждения получения ТИК Конаковского района документов на заверение муниципального списка кандидатов Избирательного объединения, был уведомлен уполномоченный представитель Избирательного объединения. До начала заседания ТИК Конаковского района по рассмотрению вопроса о заверении (отказе в заверении) муниципального списка, в ТИК прибыл уполномоченный представитель Избирательного объединения по финансовым вопросам Петрова Анна Николаевна и предоставила свой паспорт гражданина РФ, оригинал нотариально удостоверенной доверенности 77 АВ 8107891 выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам, с которой в помещении ТИК Конаковского района была снята ксерокопия. Таким образом, к моменту начала заседания ТИК Конаковского района документы, необходимые для заверения муниципального списка Избирательного объединения, были предоставлены в полном объеме.

Суд, анализируя положения статей 32 Избирательного кодекса Тверской области соглашается с председателем территориальной избирательной комиссии Конаковского района, что принципа одномоментности при сдаче всех указанных в перечне документов не имеется. При этом в силу ч. 6 ст. 32 Избирательного кодекса основаниями для отказа в заверении муниципального списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральным законом, поэтому отсутствие копии нотариально удостоверенной доверенности, выданной уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам является основанием для отказа в регистрации списка.

Как установлено судом уполномоченный представитель Избирательного объединения по финансовым вопросам Петрова Анна Николаевна участвовала в заседании комиссии 11 июля 2018 года предоставив паспорт и соответствующую доверенность нотариально удостоверенную уполномоченному представителю избирательного объединения по финансовым вопросам.

Постановлением территориальной избирательной комиссии по Конаковскому району №84/538-4 от 11 июля 2018 года заверен муниципальный список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области».

Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района №84/540-4 от 11 июля 2018 года зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области» по финансовым вопросам при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Конаковского района шестого созыва Петрова А.Н..

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - "Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".

Отказывая в удовлетворении требования административного истца об исключении из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области и об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области", суд исходит из отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, что соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным документам на основании которых вынесено оспариваемое Постановление №93/602-4 от 26 июля 2018 года.

В соответствии с приведенной федеральной нормой решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом.

Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относятся: б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); б.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); б2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).

Между тем таких оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.

Так, указание кандидатов в депутаты в заявлениях о согласии баллотироваться адрес места жительства без указания Конаковского района, как то «Тверская область, г. Конаково, улица…» не является основанием для признания недостоверности сведений кандидатов в депутаты о себе, поскольку в Тверской области город Конаково является единственным. Ни один из перечисленных в иске кандидатов в депутаты не проживает в ином поселении Конаковского района Тверской области. В связи с чем указание места жительства в соответствии с данными паспорта гражданина в заявлении о желании баллотироваться в кандидаты депутатов не является основанием для отказа в регистрации по пп. «з», «и» части 26 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.

Вместе с тем, указание кандидатом Шалопайкиным В.А. в сведениях о профессиональном образовании о наличии только общего среднего образования не могут быть квалифицированы как оформленные в отношении кандидата с нарушением требований федерального закона №67-ФЗ (пп. «з» ч. 26 ст. 38);

предоставление кандидатом в депутаты Соколовым А.Ю. информации о месте работе в двух Обществах с ограниченной ответственностью в качестве генерального директора в каждом без указания основного места работы не противоречит действующему трудовому законодательству, как и справки иных кандидатов с места работы без указания является ли место работы основанным, при отсутствии сведений, что место работы является по совместительству или в ином оформленном порядке в силу действующего трудового законодательства, также не может быть квалифицировано как оформленные в отношении кандидата с нарушением требований федерального закона №67-ФЗ (пп. «з» ч. 26 ст. 38);

справка с места работы кандидата в депутаты Шушиной Е.В. оформлена на фирменном бланке ООО «НОРД-М», имеет круглую печать, а также должность подписавшего «Технический директор ООО «НОРД-М», в связи с чем доводы представителя административного истца Борецкой Ю.И. направлены на иное толкование указанных норм федерального закона №67-ФЗ.

В силу п. 9 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

На основании изложенного, представленных документов в территориальную комиссию Конаковского района суд не усматривает оснований для исключении из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Тверской области» кандидатов Посысаеву Елену Николаевну, Фигурина Валерия Анатольевича, Абрамова Игоря Валерьевича, Харитонова Дмитрия Николаевича, Акишина Алексея Васильевича, Шушину Елену Витальевну, Рамазанова Вадима Сабировича Журавлеву Ирину Андреевну, Слепнева Валерия Борисовича, Шаронова Александра Николаевича, Шалопайкина Владимира Алексеевича, Тякмякова Дениса Васильевича, Соколова Александра Юрьевича.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования регионального отделения политической партии «Российская демократическая партия «Яблоко» в Тверской области к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района

об исключении из муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области кандидатов Посысаеву Елену Николаевну, Фигурина Валерия Анатольевича, Абрамова Игоря Валерьевича, Харитонова Дмитрия Николаевича, Акишина Алексея Васильевича, Шушину Елену Витальевну, рамазанова Вадима Сабировича Журавлеву Ирину Андреевну, Слепнева Валерия Борисовича, Шаронова Александра Николаевича, Шалопайкина Владимира Алексеевича, Тякмякова Дениса Васильевича, Соколова Александра Юрьевича;

признании незаконным и отмене постановления №93/602-4 от 26 июля 2018 года о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Конаковского района Тверской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Тверской области –

оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционные жалоба, представление в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2018 года

Председательствующий                             Е.А. Никитина

2а-1148/2018 ~ М-983/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Конаковский межрайонный прокурор
Региональное отделение политической партии "Российская демократическая партия "Яблоко" в Тверской области
Ответчики
ТИК Конаковского района
Другие
Шаронов Александр Николаевич
Посысаева Елена Николаевна
Абрамову Игорю Валерьевичу
Шушина Елена Витальевна
Слепнев Валерий Борисович
Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Тверской области
Тякмяков Денис Васильевич
Абрамов Игорь Валерьевич
Рамазанов Вадим Сабирович
Борецкая Юлия Игоревна
Фигурину Валерию Анатольевичу
Харитонов Дмитрий Николаевич
Соколов Александр Юрьевич
Шалопайкин Владимир Алексеевич
Акишин Алексей Васильевич
Журавлева Ирина Андреевна
Суд
Конаковский городской суд
Судья
Никитина Е.А.
09.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Судебное заседание
15.08.2018[Адм.] Судебное заседание
16.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.08.2018[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2018[Адм.] Судебное заседание
27.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
28.08.2018[Адм.] Дело оформлено
28.08.2018[Адм.] Дело передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее