Дело №2-251/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
05 февраля 2016 года ст.Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В. единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кагальницкого района Ростовской области к Отделу судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кагальницкого района Ростовской области обратилась в суд с данным исковым заявлением, в котором указала следующее. 27.11.2015 года судебным приставом-исполнителем Гончаровой Т.А. Отдела судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилья детям-сиротам, в пользу взыскателя ФИО2. Исполнительный документ должником - Администрацией Кагальницкого района Ростовской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. 22.12.2015 года заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава Гончаровой Т.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Администрация Кагальницкого района Ростовской области просила освободить её от исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению заместителя начальника отдела- заместителя старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области Гончаровой Т.А. от 22.12.2015 года.
В судебном заседании представитель Администрации Кагальницкого района Ростовской области Багацкая Н.Б., действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объёме, подтвердила доводы иска, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Отдела судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области Гончарова Т.А., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать. Представлено возражение ответчика на данный иск, в котором указано, что у ответчика имелись все законные основания для взыскания исполнительского сбора, ответчик просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положения пункта 13 части 1 статьи 64, статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года № 01-8, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор, который устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно частям 6, 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 10.06.2015 года Администрация Кагальницкого района Ростовской области обязана предоставить жилое помещение ФИО2, относящейся к категории детей-сирот (л.д.26-28). Решение вступило в законную силу 29.10.2015 года, выдан исполнительный лист. 27.11.2015 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилья ФИО2 (л.д.7). Должнику - Администрации Кагальницкого района Ростовской области в пятидневный срок со дня получения данного постановления предложено в добровольном порядке исполнить указанные в исполнительном документе требования- предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не был исполнен, 22.12.2015 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Зерноградскому и Кагальницкому районам УФССП России по Ростовской области вынесено постановление о взыскании с Администрации Кагальницкого района Ростовской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.8).
Истцом не оспаривается факт получения 04.12.2015 года копии постановления о возбуждении исполнительного производства № с указанием на установление 5-дневного срока для добровольного исполнения.
Из материалов дела следует, что требование исполнительного документа в установленный срок должником не исполнено.
Вместе с тем, применительно к положениям п.1 ст. 401 ГК РФ, суд не усматривает наличие вины Администрации Кагальницкого района Ростовской области в неисполнении решения суда в 5-дневный срок.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии со ст.5 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года №499-ЗС финансовое обеспечение данных государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Материалами дела подтверждается, что после вступления решения суда в законную силу Администрацией Кагальницкого района Ростовской области предприняты все меры для получения в 2015 году субвенций из областного бюджета для предоставления ФИО2 жилого помещения- 20.11.2015 года и 02.12.2015 года истцом направлено ходатайство на предоставление субвенций из областного бюджета (л.д.10-11). Вместе с тем, данных субвенций из областного бюджета для предоставления ФИО2 жилого помещения в 2015 году к истцу не поступило (л.д.20).
Сводным списком детей-сирот от 22.12.2015 года подтверждается, что для предоставления ФИО2 жилого помещения по решению суда запланировано выделение субвенций из областного бюджета на 2016 год в размере 810000 рублей (л.д.17-19).
При принятии решения суд также учитывает следующее. В случае предоставления субвенций из областного бюджета порядок приобретения жилья для детей-сирот включает в себя: формирование списков детей-сирот, корректировка распределения выделенных бюджетных средств, издание постановления о размещении заказа на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, составление документации на проведение аукциона, процедура электронных торгов, заключение и регистрация договора купли-продажи, включение жилого помещения в Реестр муниципальной собственности, включение жилья в муниципальную казну, заключение договора социального найма.
Суд учитывает, что реализация данных мероприятий невозможна в течение 5 дней, установленных ч.12 ст.30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Приобретение жилья происходит путем заключения муниципального контракта и в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
При указанных в части 2 статьи 63, статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обстоятельствах порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли Администрации Кагальницкого района Ростовской области, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
При принятии решения суд также учитывает положения п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которому при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В силу изложенного, суд усматривает наличие объективных причин для неисполнения Администрацией Кагальницкого района Ростовской области решения суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
В связи с этим, суд не усматривает наличие виновного противоправного бездействия должника - Администрации Кагальницкого района Ростовской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок. В порядке части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Истец и ответчик, в порядке ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 22.12.2015 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░