Дело № 5-11/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол
с. Эрзин 6 мая 2019 года
Судья Эрзинского районного суда Республики Тыва Хомушку Е.В., изучив в порядке подготовки протокол об административном правонарушении в отношении ФИО7 по ч. 1 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы к нему,
У С Т А Н О В И Л:
Участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ПП № 11 МО МВД РФ «Тандинский» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), то есть за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.
При изучении и подготовке к рассмотрению материалов по делу об административном правонарушении в отношении ФИО9 по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении и материалы к нему подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении по следующим основаниям.
В силу ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протоколов и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время и событие административного правонарушения, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Между тем протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО10 (л.д. 24-26) описания события административного правонарушения не содержит, а именно: не указаны место и время административного правонарушения, то есть не указаны где и когда совершено административное правонарушение ФИО11, указано лишь о том, что 4 марта 2019 года около 16 часов 20 минут в ходе проведения специальной операции «<данные изъяты>» в <адрес> выявлен факт продажи алкогольной продукции со своего жилого дома ФИО12., а именно прозрачного жидкого вещества с характерным запахом спирта объемом около 100 граммов, разлитое в прозрачную пластиковую бутылку емкостью 930 мл., с надписью на этикетке «Фермерское Литвиновское молоко цельное пастеризованное» за 100 руб. ФИО1. При этом, дата и время реализации ФИО13 спиртосодержащей жидкости в протоколе об административном правонарушении не указаны, указаны лишь дата и время выявления факта реализации алкогольной продукции;
- не указан адрес дома ФИО14, где она реализовала спиртосодержащую жидкость,
- не указана часть статьи 14.17.1 КоАП РФ, по которой квалифицированы действия ФИО15, тогда как статья 14.17.1 КоАП РФ предусматривает часть 1 и часть 2;
- также в протоколе отсутствуют сведения о свидетелях по делу об административном правонарушении (фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей), тогда как к протоколу об административном правонарушении приобщены объяснения свидетелей ФИО1 и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на использование по делу об административном правонарушении доказательств, полученных по результатам оперативно-розыскных мероприятий.
Статьей 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определен исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, к которым п. 5 ч. 1 ст. 6 указанного Закона относит исследование предметов и документов.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия является, в том числе полученная органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информация о признаках совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Вместе с тем, имеющиеся по делу справка об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ ЭКЦ МВД по Республике Тыва и сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва не являются надлежащими доказательствами того, что реализованная ФИО16 жидкость является алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией, экспертам в ходе исследования не разъяснялись их права и обязанности согласно требованиям ч. 2 статьи 26.4 КоАП РФ, они не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 17.9 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 статьи 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что если после выявления административного правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат проводится административное расследование.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями.
Таким образом, определение того, является ли жидкость алкогольной или спиртосодержащей пищевой продукцией, устанавливается только экспертным путем на основании соответствующего заключения эксперта, результаты оперативно-розыскных мероприятий в данном случае сами по себе не могут служить надлежащим доказательством определения предмета административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, поскольку из описанного в протоколе существа нарушения не представляется возможным сделать вывод о том, когда лицом, привлекаемым к административной ответственности, было совершено правонарушение, где имело место совершение правонарушения, по какой части статьи 14.17.1 КоАП РФ квалифицируются действия лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлен предмет административного правонарушения, не указаны опрошенные по делу свидетели, их адреса места жительства.
Между тем названные обстоятельства относятся к событию административного правонарушения и их отсутствие свидетельствует о том, что событие в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, что нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Возможность восполнения недостатков, имеющихся в представленных материалах в ходе рассмотрения дела исключается, поскольку при неправильно оформленном протоколе невозможно привлечение физического лица к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела протокол об административном правонарушении и другие материалы подлежат возвращению в орган, должностному лицу, составившему протокол, так как при неправильно оформленных материалах невозможно привлечение физического лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении ФИО17 по ст. 14.17.1 КоАП РФ возвратить должностному лицу, составившему протокол, для устранения выявленных недостатков.
Должностное лицо не лишено право вновь обратиться в суд с протоколом об административном правонарушении после устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Е.В. Хомушку