Решение по делу № 3а-511/2016 от 15.07.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2016 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 511/16 по иску Норика И.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Норик И.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 7 199 390 рублей.

Свои требования административный истец обосновал тем, что данный земельный участок принадлежит ему на праве аренды, размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости участка, которая не соответствует его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и составляет 21 124 231,02 руб.

Датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2013 года.

Согласно отчету об оценке № , выполненного ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером на дату оценки 01.01.2013 года составила 7 199 390 рублей.

На основании изложенного, заявитель считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель Норика И.А. – Стенин Н.В., действующий на основании доверенности г., поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представители ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Правительства Самарской области, Мэрии г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще. В письменном отзыве ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, Мэрия г.о. Тольятти просила в их удовлетворении отказать.

Суд полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав позицию представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Норика И.А. в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 7 199 390 рублей подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Часть 1 ст. 245 КАС РФ определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела усматривается, что Норик И.А. владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, что подтверждается договором аренды земельного участка г., заключенного между мэрией г.о. Тольятти и Нориком И.А.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и составляет 21 124 231,02 руб.

Датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2013 года, что подтверждается кадастровой справкой от 23.06.2016 г., а также отзывом ФГБУ «ФКП» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № , выполненного ООО «<данные изъяты>», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки на дату оценки 01.01.2013 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, - составила 7 199 390 рублей.

Согласно положительному экспертному заключению на данный отчет от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному экспертом ФИО1., регистрационный номер в реестре СРО <данные изъяты>» № , экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объекта оценки подтверждена.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Из представленного истцом отчета об оценке, выполненного ООО «<данные изъяты>», видно, что приведя описание методов и подходов, оценщик для расчета стоимости объекта оценки использовал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и обосновал отказ от применения других методов и подходов на страницах 51-56 отчета.

В соответствии с пунктом 12 ФСО № 1 сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Объект-аналог - объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Согласно пункту 24 ФСО № 1, оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.

В отчете об оценке оценщик привел допущения и ограничения, принятые при проведении оценки объекта оценки, описал объект оценки с указанием его количественных и качественных характеристик, перечня использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, проанализировал рынок объекта оценки, ценообразующие факторы, а также внешние факторы, влияющие на его стоимость. На страницах 50-51 отчета сделал вывод о том, что наиболее эффективное использование объекта оценки совпадает с текущим использованием, с учетом положений п. 20 ФСО № 7, дальнейшее исследование не проводилось. Цена предложения на земельные участки производственно-складского назначения, расположенные в г. Тольятти, колеблется от 230 рублей до 1 136 рублей за 1 кв.м. (страница 47 отчета).

В качестве объектов аналогов использовано 5 земельных участков, расположенных в г. Тольятти промышленного назначения, наиболее близкие с объектом оценки по основным характеристикам и ценообразующим факторам. Применены корректировки на торг, на местоположение относительно района г. Тольятти, на транспортную доступность, на площадь и обоснован отказ от применения других корректировок (страницы 65-69 отчета).

Стоимость 1 квадратного метра объекта оценки составила 591,52 рублей, рыночная стоимость, полученная сравнительным подходом, земельного участка с кадастровым номером: составила 7 199 390 рублей.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки № 1 и требованиям Федерального закона № 135-ФЗ.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования Норика И.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений в ГКН также установлены названной нормой.

В государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим заявлением 15.07.2016 г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

    Административный иск Норика И.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 7 199 390 рублей.

Дата подачи Нориком И.А. заявления в суд – 15.07.2016 г.

     Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда

     Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.08.2016г.

    Председательствующий: подпись

Копия верна:     Судья

Секретарь

3а-511/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Норик И.А.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Мэрия г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
15.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
18.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2016[Адм.] Судебное заседание
12.08.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее