Решение по делу № 33-6010/2016 от 17.03.2016

Судья Вафина Г.В.      № 33-6010/2016

учет № 22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2016 года                              г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Калимуллина Р.Я. и Гиниатуллиной Ф.И.,

при секретаре судебного заседания Фасаховой Р.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны – Крикуна Ю.И. на решение Набережночелнинского городского суда РТ от 11 января 2016 года, которым постановлено:

Иск Корбановой В.Х. к Исполнительному комитету Муниципального образования «город Набережные Челны» удовлетворить.

Признать отказ Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в постановке Корбановой В.Х. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову умершего участника Великой Отечественной войны, незаконным.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования «город Набережные Челны» принять Корбанову В.Х., 05 февраля 1932 года рождения, как вдову умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корбанова В.Х. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны Курбанова Г.К., в настоящее время зарегистрирована и проживает у дочери Миндигалимовой А.Г. квартире <адрес> размером 65, 4 кв.м. с составом семьи 6 человек.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2010 истцу на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом размером 71 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> где в настоящее время проживает семья ее сына. Дом 1967 года постройки. 30.04.2015 межведомственной комиссией, назначенной постановлением руководителя исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 27.04.2015, проведено обследование вышеуказанного жилого дома, согласно заключению которого <адрес> признан ветхим (износ 68%), пригодным к проживанию.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 25.06.2015 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны – Крикун Ю.И. просит отменить решение, указывая, что обеспеченность Корбановой В.Х. общей площадью занимаемого жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, в связи с чем оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что Корбанова В.Х. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество истцу принадлежит 2/3 доли в праве собственности на жилой дом <адрес>.

Истец обратилась в Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны с заявлением о включении ее в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района от 27.04.2015 жилой дом <адрес> признан ветхим (износ 68%), пригодным к проживанию.

Согласно справки с места жительства Корбанова В.Х. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в трехкомнатной квартире размером 65 кв.м, составом семьи из 5 человек.

25.06.2015 постановлением руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны Корбановой В.Х. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истцом заказан экспертный отчет по определению физического износа указанного жилого дома в ООО «Экспертно-консультационный Центр «Оценщик», по результатам которого установлен износ в 70 %. Жилой дом находится в ветхом состоянии. Из-за высокой продуваемости стен проживание в данном жилом доме нежелательно. Дом не подлежит капитальному ремонту, в связи с высокой степенью физического износа всех конструкционных элементов.

Принимая решение об удовлетворении иска и возлагая на Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны обязанность признать Корбанову В.Х. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет, суд первой инстанции исходил из того, что она проживает и зарегистрирована в квартире, где на неё приходится менее учётной нормы общей площади, а согласно заключению эксперта <адрес>, принадлежащий на праве долевой собственности Корбановой В.Х., является аварийным, ветхим, износ жилого дома составляет не менее 70% и не пригоден для проживания.

С такими доводами согласиться нельзя.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п.п. 33, 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 № 494 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу п.п. 42-44 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 № 494 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 2 решения Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны от 10.03.2006 № 9/7 установлена учётная норма площади жилого помещения в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 15 кв.м. на одного члена семьи.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Корбановой В.Х. на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом размером 71 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Заинский район, с. Сармаш-Баш, ул. Октябрьская, 15, который согласно заключению межведомственной комиссией признан ветхим (износ 68%), пригодным к проживанию.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

При указанных обстоятельствах решение органа местного самоуправления об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным, решение межведомственной комиссии по вопросу о соответствии принадлежащего истцу на праве долевой собственности дома установленным требованиям не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия полагает, что судом разрешен вопрос, относящийся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заявленное требование о признании жилого помещения непригодным для проживания не могло быть разрешено в порядке искового производства по заявленным истцом требованиям.

По вышеизложенным основаниям принятое по делу решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ч. 1 п. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Набережночелнинского городского суда РТ от 11 января 2016 года по данному делу отменить, принять новое решение.

В удовлетворении иска Корбановой В.Х. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны принять Корбанову В.Х. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления как вдову умершего участника Великой Отечественной войны отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-6010/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Корбанова В.Х.
Корбанову В.Х.
Ответчики
Исполком города Набережные Челны
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
04.04.2016Судебное заседание
12.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее