Дело № 1-43/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела
г. Йошкар-Ола 19 января 2015 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Майоровой С.М.,
при секретаре Швецовой А.Г.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора г. Йошкар-Олы Барановой В.А.
подсудимой Тунгусовой Т.В.,
защитника – адвоката Макарова Р.В., представившего удостоверение № № и ордер № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Тунгусовой Т.В., <данные изъяты>, не судимой,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Тунгусова Т.В. обвиняется в совершении мошенничества в сфере страхования, то есть хищения чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате страхователю в соответствии с договором, группой лиц по предварительному сговору.
Согласно предъявленному обвинению, у другого лица, из уголовного дела в отношении которого выделены материалы настоящего уголовного дела в отношении Тунгусовой Т.В., возник преступный умысел, направленный на мошенничество в сфере страхования, то есть умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества, путем обмана относительно наступления страховых случаев, подлежащих выплате в соответствии с законом.
С целью реализации преступного корыстного умысла другое лицо, являясь финансовым консультантом (субагентом) в <данные изъяты> (далее Общество), разработало преступную схему, согласно которой вступило в предварительный преступный сговор со своими знакомыми и родственниками, с которыми заключило договоры страхования. В некоторых случаях другое лицо заключало договоры страхования без ведома своих знакомых и родственников, используя копии их паспортов, полученные путем обмана и введения их в заблуждение.
Достоверно зная порядок страхования и оформления необходимых документов для получения страховых выплат при наступлении страховых случаев, а также зная, что процент страховой выплаты зависит от размера страховой суммы, другое лицо при заключении договоров страхования с указанными выше лицами умышленно указывало большие размеры страховых сумм (900000 рублей, 1000000 рублей). Впоследующем другое лицо изготавливало медицинские документы (копии амбулаторных карт, справки, рентгеновские снимки, описание рентгенологических исследований) от имени врачей <данные изъяты>, либо <данные изъяты>, содержащие заведомо ложные сведения о получении страхователями различных травм (ушибов, переломов). Далее, согласно разработанной преступной схеме, другое лицо, используя сложившиеся доверительные отношения с сотрудниками отдела урегулирования убытков <данные изъяты>, либо страхователь, действуя в группе лиц с другим лицом, предъявляли в отделы урегулирования убытков данного Общества изготовленные фиктивные медицинские документы, содержащие заведомо ложные сведения о наступлении страховых случаев, дающие право на получение страховых выплат, таким образом, обманывая специалистов и вводя их в заблуждение, относительно наступления страховых случаев. По итогам рассмотрения пакета документов о наступлении страховых случаев, Обществом перечислялись страховые выплаты на имена страхователей. После этого другое лицо и страхователи, которые вступали с указанным лицом в преступный сговор, распоряжались похищенными денежными средствами по собственному усмотрению.
Так, с целью реализации преступного умысла – хищения денежных средств <данные изъяты>, другое лицо, зная, что его знакомая Тунгусова Т.В. застрахована по договору страхования от ДД.ММ.ГГГГ - полис страхования жизни, здоровья и трудоспособности № по программе <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ, точная дата и место не установлены, предложило Тунгусовой Т.В. совершить хищение денежных средств, принадлежащих <данные изъяты>, путем предоставления фиктивных медицинских документов относительно наступления страхового случая в рамках заключенного договора страхования.
На предложение другого лица Тунгусова Т.В. ответила согласием, тем самым вступив с ним в предварительный преступный сговор. Согласно распределенным ролям другое лицо должно было изготовить фиктивные медицинские документы о получении травмы Тунгусовой Т.В., дающие право на получение страховой выплаты. Впоследующем Тунгусова Т.В. должна была зарегистрировать данный страховой случай в едином диспетчерском центре <данные изъяты>, позвонив туда по телефону, и обратиться в отдел урегулирования убытков <данные изъяты> с заявлением о страховой выплате по страхованию жизни и от несчастных случаев, приложив изготовленные другим лицом фиктивные медицинские документы относительно наступления страхового случая.
Реализуя совместный преступный умысел, направленный на хищение денежных средств путем обмана относительно наступления страхового случая, действуя в составе группы лиц по предварительному сговору, другое лицо, заведомо зная, что Тунгусова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ травм не получала и не имеет права на получение страховой выплаты, изготовило от имени врачей <данные изъяты> фиктивные медицинские документы о том, что Тунгусова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на амбулаторном лечении в указанном медицинском учреждении с диагнозом: <данные изъяты>, полученным ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 10 минут при падении с велосипеда на улице, а именно:
- копию индивидуальной карты амбулаторного больного № на имя Тунгусовой Т.В. с датами посещения врача ДД.ММ.ГГГГ;
- рентгенограмму и копию направления в рентгенкабинет от ДД.ММ.ГГГГ с описанием рентгенологического исследования;
- справку от ДД.ММ.ГГГГ с указанием диагноза и периода лечения, обстоятельствами получения травмы.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 19 минут Тунгусова Т.В., находясь по месту своего жительства по адресу: <адрес>, действуя согласованно с другим лицом с целью реализации совместного преступного умысла, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, позвонила в единый диспетчерский центр <данные изъяты> и сообщила диспетчеру не соответствующие действительности сведения о получении ею травмы. Диспетчер единого диспетчерского центра <данные изъяты>, не подозревая о преступных намерениях Тунгусовой Т.В. и другого лица, зарегистрировал данный случай в выплатном деле №, сообщив об этом Тунгусовой Т.В. После этого в период с ДД.ММ.ГГГГ Тунгусова Т.В., находясь по месту жительства другого лица по адресу: <адрес>, заполнила заявление о страховой выплате по страхованию жизни и от несчастных случаев по выплатному делу №, указав не соответствующие действительности обстоятельства получения травмы.
ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 10 минут другое лицо, осознавая, что Тунгусова Т.В. травмы не получала, используя доверительные отношения с сотрудниками центра урегулирования убытков <данные изъяты>, обратилось в указанный центр, расположенный по адресу: <адрес>, предоставив администратору П.А.Л., заявление о страховой выплате по страхованию жизни и от несчастных случаев по выплатному делу №, приобщив к данному заявлению указанные выше фиктивные медицинские документы о получении Тунгусовой Т.В. травмы. Таким образом, другое лицо обмануло администратора центра урегулирования убытков <данные изъяты> П.А.Л., введя ее в заблуждение относительно наступления страхового случая у Тунгусовой Т.В.
По итогам рассмотрения пакета документов о наступлении страхового случая у Тунгусовой Т.В., специалисты Общества, введенные в заблуждение относительно наступления страхового случая, признали данный случай страховым, в связи с чем составили акт № от ДД.ММ.ГГГГ на причитающуюся Тунгусовой Т.В. страховую выплату в сумме 9000 рублей. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> перечислило на расчетный счет № <данные изъяты>, принадлежащий Тунгусовой Т.В., страховое возмещение за полученные телесные повреждения в сумме 9000 рублей. Указанными денежными средствами, Тунгусова Т.В. и другое лицо распорядились по собственному усмотрению.
В продолжение совместного преступного умысла, направленного на хищение денежных средств путем обмана сотрудников <данные изъяты> относительно наступления страхового случая, другое лицо, действуя согласованно в составе группы лиц по предварительному сговору с Тунгусовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ заключило с Тунгусовой Т.В. второй договор страхования - полис страхования жизни, здоровья и трудоспособности № по программе <данные изъяты>. В данном договоре другое лицо указало размер страховой суммы при получении телесных повреждений, полученных застрахованным лицом в результате несчастного случая, в размере 1000000 рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, точная дата и место не установлены, другое лицо, заведомо зная, что Тунгусова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ травм не получала и не имеет право на получение страховой выплаты, изготовило от имени врачей <данные изъяты> фиктивные медицинские документы, о том, что Тунгусова Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на амбулаторном лечении в указанном учреждении с диагнозом: <данные изъяты>, полученным ДД.ММ.ГГГГ при падении с лестницы, а именно:
- копию индивидуальной карты амбулаторного больного № на имя Тунгусовой Т.В. с датами посещения врача ДД.ММ.ГГГГ;
- рентгенограмму и копию направления в рентгенкабинет от ДД.ММ.ГГГГ с описанием рентгенологического исследования;
- справку от ДД.ММ.ГГГГ с указанием диагноза и периода лечения, обстоятельств получения травмы.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 43 минут другое лицо, действуя согласованно с Тунгусовой Т.В., позвонило в единый диспетчерский центр <данные изъяты>, представилось Тунгусовой Т.В. и сообщило диспетчеру заведомо ложные сведения о получении Тунгусовой Т.В. травмы. Диспетчер единого диспетчерского центра <данные изъяты>, не подозревая о преступных намерениях другого лица и Тунгусовой Т.В., зарегистрировал данный случай в выплатных делах №, № по двум полисам страхования жизни, здоровья и трудоспособности: № по программе <данные изъяты>; № по программе <данные изъяты>, сообщив об этом другому лицу.
После этого Тунгусова Т.В., действуя совместно и согласованно с другим лицом, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, в период с ДД.ММ.ГГГГ, точная дата не установлена, по месту своего жительства по адресу: <адрес>, заполнила заявления о страховых выплатах по страхованию жизни и от несчастных случаев по выплатным делам №, №, указав не соответствующие действительности обстоятельства получения ею травмы.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 10 минут другое лицо, осознавая, что Тунгусова Т.В. травмы не получала, используя доверительные отношения с сотрудниками центра урегулирования убытков <данные изъяты>, обратилось в указанный центр, расположенный по адресу: <адрес>, предоставив администратору В.С.Р. два заявления о страховых выплатах по страхованию жизни и от несчастных случаев по выплатным делам №, №, приобщив к данным заявлениям указанные выше фиктивные медицинские документы о получении травмы Тунгусовой Т.В. Таким образом, другое лицо обмануло администратора центра урегулирования убытков <данные изъяты> В.С.Р., введя ее в заблуждение относительно наступления страхового случая у Тунгусовой Т.В.
По итогам рассмотрения пакета документов о наступлении страхового случая у Тунгусовой Т.В., специалисты Общества, введенные в заблуждение относительно наступления страхового случая, признали данный случай страховым, в связи с чем составили акты №, № от ДД.ММ.ГГГГ на причитающиеся Тунгусовой Т.В. страховые выплаты в сумме 31500 рублей и 45000 рублей. Платежными поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> перечислило на расчетный № <данные изъяты>, принадлежащий Тунгусовой Т.В., страховое возмещение за полученные телесные повреждения в сумме 31500 и 45000 рублей. Указанными денежными средствами, Тунгусова Т.В. и другое лицо распорядились по собственному усмотрению.
В соответствии со ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Согласно п. 2 ст. 9 Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 27 ноября 1992 года № 4015-1, страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. В соответствии ст. 10 указанного Закона, страховая сумма – это денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая; страховая выплата – это денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тунгусовой Т.В. в составе группы лиц по предварительному сговору с другим лицом было совершено хищение путем обмана относительно наступления страховых случаев денежных средств, принадлежащих <данные изъяты>, на общую сумму 85500 рублей, выплаченных ей в качестве страхового возмещения по договорам страхования. <данные изъяты> был причинен материальный ущерб на указанную сумму.
Материалы уголовного дела в отношении Тунгусовой Т.В. выделены из уголовного дела № в отношении другого лица.
В судебном заседании защитник Макаров Р.В. заявил ходатайство о прекращении уголовного дела и освобождении Тунгусовой Т.В. от уголовной ответственности по подпункту 3 пункта 6 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» от 18 декабря 2013 года, поскольку ребенок подсудимой на момент вступления в силу названного Постановления не достиг совершеннолетия.
Подсудимая Тунгусова Т.В. виновной себя в совершении преступления признала, просила освободить ее от уголовной ответственности ввиду издания акта об амнистии, заявила о том, что последствия прекращения уголовного дела по указанному основанию ей разъяснены и понятны.
Представитель потерпевшего - М.С.П. в судебное заседание не явился, однако в заявлении, представленном суду до начала судебного разбирательства, выразил мнение о возможности прекращения уголовного дела в отношении Тунгусовой Т.В. по нереабилитирующему основанию.
Государственный обвинитель - помощник прокурора Баранова В.А. просила в удовлетворении ходатайства отказать, указав, что в соответствии с Постановлением об амнистии от 18 декабря 2013 года оно подлежало исполнению в течение шести месяцев со дня официального опубликования, однако уголовное дело в отношении Тунгусовой Т.В. возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем применение акта амнистии и прекращение уголовного дела в отношении подсудимой невозможно.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участников судебного заседания и мнение прокурора, суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
В силу с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается вследствие акта об амнистии при отсутствии с его стороны возражений.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Постановления Государственной Думы от 18 декабря 2013 года «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» подлежат прекращению находящиеся в производстве судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 2 указанного Постановления освобождению от наказания подлежат ранее не отбывавшие наказание в исправительных учреждениях женщины, имеющие несовершеннолетних детей.
Судом установлено, что органами предварительного следствия Тунгусова Т.В. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ, отнесенного в соответствии с ч. 3 ст. 15 УК РФ к категории средней тяжести, максимальный срок наказания за который не превышает пяти лет лишения свободы.
Инкриминируемое Тунгусовой Т.В. преступление совершено до дня вступления в силу Постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» от 18 декабря 2013 года.
Тунгусова Т.В. ранее к уголовной ответственности не привлекалась, наказание в исправительных учреждениях не отбывала, ее ребенку, Т.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, не исполнилось 18 лет, что подтверждено свидетельством о рождении (т. 5 л.д. 56).
Обстоятельств, препятствующих применению акта об амнистии в отношении Тунгусовой Т.В., предусмотренных пунктами 10, 11 Постановления об объявлении амнистии, не имеется. Правовые последствия прекращения уголовного дела в связи с изданием акта об амнистии Тунгусовой Т.В. разъяснены, они ей понятны. Подсудимая не возражала против освобождения ее от уголовной ответственности по указанному основанию.
Запрета на прекращение уголовного дела по основанию, указанному в судебном заседании государственным обвинителем, уголовно-процессуальный закон и рассматриваемый акт об амнистии не содержит.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что уголовное дело в отношении Тунгусовой Т.В. подлежит прекращению в связи с изданием акта об амнистии, поскольку все предусмотренные законом условия для этого соблюдены.
Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, избранная Тунгусовой Т.В., после вступлении постановления в законную силу подлежит отмене.
Вещественные доказательства по уголовному делу в соответствии со ст. 81 УПК РФ подлежат хранению при уголовном деле № в отношении Н.Н.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 84 УК РФ, ст.ст. 27, 254, 256 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Тунгусову Т.В. от уголовной ответственности по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159.5 УК РФ, и уголовное дело прекратить в соответствие с подпунктом 3 пункта 6 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» от 18 декабря 2013 года.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Тунгусовой Т.В. после вступления постановления в законную силу отменить.
Вещественные доказательства по делу: <данные изъяты> (т. 4 л.д. 56-121,122-125), - хранить при уголовном деле № в отношении Н.Н.А.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья С.М. Майорова