Дело № 2-1359/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Королев МО 17 апреля 2012 года
Королевский городской суд Московской области в составе судьи Шишкова С.В., при секретаре Вьюшковой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туфанова Дмитрия Александровича к Пименову Андрею Юрьевичу о признании недействительным (ничтожным) Договор дарения квартиры от 27 марта 1997 года, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде аннулирования записи регистрации № 50-50-45/052/2011-012 права собственности Пименова Андрея Юрьевича на однокомнатную квартиру по адресу: г.Королев, мкр. Текстильщик, ул.Фабричная, д.1, кв.19, в Едином государственном реестре прав,
УСТАНОВИЛ:
Туфанов Д.А., уточнив исковые требования просил суд признать недействительным (ничтожным) Договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, и применения последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права Пименова Андрея Юрьевича на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав. Изменения приняты судом.
В обоснование иска указал, что он является единственным наследником Туфанова Александра Александровича, проживавшего в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежала ему на праве собственности на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ. При этом регистрация права собственности на квартиру в органах государственной регистрации не была осуществлена. Имелась первичная регистрация права в БТИ.
В процессе оформления прав на наследство ему стало известно, что на данную квартиру зарегистрированы права Пименова А.Ю., на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая действия по регистрации права собственности в пользу ответчика совершенными по поддельным документам, Истец обратился в УВД г. Королева с заявлением о проверке обстоятельств регистрации прав Пименова А.Ю. на спорную квартиру. По итогам проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела, Истец был признан потерпевшим.
Истец находит Договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным) в силу того, что спорный договор не имел регистрацию в органах БТИ, отцом (ФИО4) не подписывался, отец плачивал коммунальные и налоговые платежи за квартиру.
Также указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу Решение Королевского городского суда по делу №, по заявлению ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, перехода права собственности на спорную квартиру, которым Белозеровой Г.В. было отказано в удовлетворении заявленных требований. Названным решением установлены юридические обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела.
Истец, его представитель в судебное заседание явились, на удовлетворении требований настаивают.
Ответчик Пименов А.Ю. в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке; письменных возражений на иск не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явилось, извещено. Представило письменный отзыв в котором не возражает против удовлетворения иска.
Третье лицо – Белозерова Галина Васильевна в судебное заседание не явилась, извещена.
Суд, рассмотрев дело, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Королевского городского суда Московской области по делу №, по заявлению Белозеровой Галины Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, перехода права собственности на спорную квартиру, было установлено, что право собственности Пименова А.Ю. на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> возникло на основании договора дарения, удостоверенного ФИО8, нотариусом г.Королева МО ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного в Калининградском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под № стр. 180, инвентарное дело №.
Однако согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ из Королевского филиала ГУП МОБТИ, в книге № на стр. 180 нет записи о регистрации Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор не учтен в инвентарном деле №.
Затем, на основании ст.ст. 165, 166, 167, 574 Гражданского кодекса Российской Федерации судом был сделан вывод о том, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по отказу в регистрации перехода права и договора на спорную квартиру законны и обоснованы.
Действительно, статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. При этом права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствие со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 3 статьи 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
До вступления в силу (до 28.12.1997г.) Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», полномочия по регистрации договоров о праве собственности, на основании подпункта г) части 7 статьи II «Примерного положения о секторах (бюро) технической инвентаризации городских и районных (поселковых) исполкомов советов депутатов трудящихся», утвержденного письмом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 28 мая 1970 г. № 01-15-107, возлагались на бюро технической инвентаризации.
Статьей 165 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Следовательно, Договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным, а запись регистрации права Пименова Андрея Юрьевича № в Едином государственном реестре прав – недействительной.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Вследствие того, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В силу пункта 2 статьи 166 ГК РФ, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожной сделкой и не влечет юридических последствий.
Также судом по указанному делу было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ следователем СУ МУ МВД России «Королевское» возбуждено уголовное дело № по признакам преступления предусмотренного ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. В названном постановлении указано, что неустановленное лицо имея умысел на приобретение права на чужое имущество, путем обмана и злоупотребления доверием, используя подложные документы, в пользу Пименова А.Ю., зарегистрировало в Королевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области право собственности на кв. №, расположенную в д. № по <адрес>, завладев указанной квартирой. ДД.ММ.ГГГГ Туфанов Д.А. признан потерпевшим по уголовному делу №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений Туфанова Д.А. усматривается, что налоговые и коммунальные платежи оплачивались им вплоть до момента смерти в ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в подтверждение чего представлены квитанции.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Туфанова Дмитрия Александровича удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) Договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права Пименова Андрея Юрьевича на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре прав.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца, со дня вынесения решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: 20.04.2012 г.
Судья: