РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 апреля 2015 г. с.Верхневилюйск
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лазарева П.В. единолично, при секретаре Павловой Т.А. с участием помощника прокурора Верхневилюйского района Егоровой М.А., представителя муниципального образования администрации «Мэйикский наслег» в лице главного специалиста администрации Струкина С.С., рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело № 2-123
по исковому заявлению прокурора Верхневилюйского района в интересах МО и РФ к администрации муниципального образования «Мэйикский наслег» Верхневилюйского района РС (Я) о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района Афанасьев С.И. обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мэйикский наслег» Верхневилюйского района РС (Я) о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества указав, что прокуратурой Верхневилюйского района РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а именно ведение реестров муниципального имущества, в ходе, которой установлено, что администрацией МО «Мэйикский наслег» нарушается порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее Порядок), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 – реестр муниципального имущества ведется не надлежащим образом. В связи с чем, просит суд обязать администрацию МО «Мэйикский наслег» устранить указанные нарушения в полном объеме, а именно: привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества.
На судебном заседании помощник прокурора района Егорова М.А. внесла ходатайство об установлении срока устранения нарушений указанных в исковом заявлении до конца 1 полугодия 2015г. и внесенные исковые требования поддержала полностью, просит суд возложить обязанность на ответчика устранить указанные нарушения в полном объеме, а именно: привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества до конца 1 полугодия 2015г.
Представитель ответчика – главный специалист администрации «Мэйикский наслег» Верхневилюйского района РС (Я) Струкин С.С. в суде исковые требования признал, при этом пояснила, что очевидно исполнитель Тимофеев А.В. не надлежаще изучил требования Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424.. Представитель Струкин С.С., после изучения представленных доказательств, согласился с ходатайством представителя прокуратуры по устранению указанных недостатков по заполнению реестра до конца 1 полугодия 2015г..
Суд, с учетом согласия представителя ответчика, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ удовлетворил внесенное ходатайство представителем прокуратуры об установлении срока устранения нарушений указанных в исковом заявлении до конца 1 полугодия 2015г
Суд, выслушав мнения сторон, изучив приложенные материалы, находит заявление прокурора района подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения.
В соответствии ч. 5 ст. 51 Федерального закона N 131 - ФЗ органы местного самоуправления обязаны вести реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Правительством РФ от 5 июня 2008 г. № 437 утверждено положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, который устанавливает, что в полномочия Минэкономразвития входит принятие порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Во исполнение вышеуказанных Законов Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 был утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, который вступил в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования 28.12.2011 года в «Российской газете», то есть, вступил в силу 28.06.2012 года.
В соответствии с п. 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Статьей 33 Устава МО «Мэйикский наслег» предусмотрено управление наслежной администрацией муниципальной собственностью сельского поселения.
Порядок ведения реестра по разделам указан в п. 4 Порядка, реестр должен состоять из 3 разделов, однако, реестр муниципального имущества МО «Мэйикский наслег» не предусматривает деления на разделы.
Однако, как установлено в судебном заседании и подтверждается имеющимися материалами дела, вопреки вышеуказанному, администрацией МО «Мэйикский наслег» реестр муниципального имущества ведется ненадлежащим образом.
Так, в нарушении п. 4 Порядка в реестре муниципального имущества МО «Мэйикский наслег» отсутствуют следующие обязательные сведения о недвижимом имуществе:
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Кроме того, в нарушение того же пункта в реестре муниципального имущества МО «Мэйикский наслег» отсутствуют сведения о муниципальном движимом имуществе, которые должны содержаться в разделе 2, а именно:
- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Таким образом, неотражение обязательных сведений администрацией МО «Мэйикский наслег» исключает возможность контроля за использованием и сохранностью принадлежащего администрации имущества, что в свою очередь создает предпосылки для проявления коррупционных факторов и может повлечь существенное нарушение прав, свобод и интересов муниципального образования.
Согласно п.8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Отсутствие сведений влечет за собой нарушение принципа публичности и открытости.
Также, неисполнением требований федерального законодательства о государственной и муниципальной собственности нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым.
В соответствии с частью1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора Верхневилюйского района РС (Я) подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Афанасьева С.И., с учетом установления срока, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования «Мэйикский наслег» устранить указанные нарушения в полном объеме, а именно: привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества, до конца первого полугодия 2015г.
Решение может быть обжаловано в течении одного месяца в Верховный суд РС (Я) в апелляционном порядке.
Судья Лазарев П.В.