Судья: Кшнякина Е.И. |
Дело № 33-10308/2017 |
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 5 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.
судей Карцевской О.А., Нижегородцевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахмадьяновой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Гребенцовой Елены Юрьевны
на решение Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 15 мая 2017 года
гражданское дело по иску Гребенцовой Елены Юрьевны к Ларенкову Александру Федоровичу, Мусихину Дмитрию Геннадьевичу, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области о признании имущества совместно нажитым, выделе супружеской доли, о включении имущества в наследственную массу, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании преимущественного права на получение наследственного имущества, о признании права собственности на наследственное имущество, о признании недостойным наследником,
заслушав доклад судьи Карцевской О.А., выслушав объяснения представителя Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области по доверенности Биткиной О.Н.,
У С Т А Н О В И Л А:
Гребенцова Е.Ю. обратилась в суд с иском, указывая, что 29 июня 2010 года умер ее муж ФИО Наследниками к его имуществу по закону является истец и ответчик Ларенков А.Ф. – отец умершего.
В 2016 году истцу стало известно, что ответчик скрыл от истца и самовольно распорядился наследственным имуществом – гладкоствольным охотничьим ружьём ТОЗ-34Р 12 кал. № №, которое находилось на хранении в отделе полиции № 6 Приокского района г. Н.Новгорода.
Истец указывает, что наследник Ларенков А.Ф. самостоятельно распорядился охотничьим ружьём посредством продажи его МусихинуД.Г., тем самым увеличив свою наследственную долю в ущерб другому наследнику.
Гребенцова Е.Ю. указывает, что наследник Ларенков А.Ф. не предпринимал действий для включения оружия в наследственную массу, скрыл от полиции наличие собственника 1/2 доли наследственного имущества и наследника, не извещая собственника и наследника Гребенцову Е.Ю., самостоятельно и единолично распорядился наследственным имуществом - продал его, получив материальную выгоду, чем также причинил истцу моральный вред.
С учетом заявлений в порядке ст. 39 ГПК РФ, Гребенцова Е.Ю. просила суд: истребовать гладкоствольное длинноствольное охотничье ружьё ТОЗ-34 12 кал. № № из незаконного владения Мусихина Д.Г.; признать ружьё совместно нажитым в период брака между Гребенцовой Е.Ю. и ФИО. имуществом; восстановить за Гребенцовой Е.Ю. право наследования ружья, нарушенное Ларенковым А.Ф.; признать Ларенкова А.Ф. лицом, умышленно своими действиями способствовавшим увеличению причитающимся ему доли наследства; признать Ларенкова А.Ф. лицом, злостно уклонившемся от выполнения лежащих на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследственного имущества; признать за Гребенцовой Е.Ю. право собственности на 3/4 доли в праве собственности на ружье, признать преимущественное право на получение наследственного имущества, признав за ней право собственности на ружьё.
В судебном заседании Гребенцова Е.Ю. и её представитель адвокат Скворцов А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Ларенков А.Ф. в судебное заседание не явился, ранее представил письменные возражения на иск.
Ответчик Мусихин Д.Г. в судебное заседание не явился.
Решением Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 18 мая 2017 года иск удовлетворен частично. Постановлено:
Истребовать из незаконного владения Мусихина Дмитрия Геннадьевича гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № №, принадлежащее ФИО, умершему 29.06.2010г. До разрешения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изъять из незаконного владения Мусихина Дмитрия Геннадьевича и передать на ответственное хранение в отдел лицензионно-разрешительной работы по г.Н.Новгороду Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области.
Признать имущество, состоящее из гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия ТОЗ-34, калибр 12 № №, совместно нажитым в период брака Гребенцовой Елены Юрьевны и ФИО.
Признать за Гребенцовой Еленой Юрьевной как пережившим супругом право собственности на ? долю гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия ТОЗ-34, калибр 12 № № в праве общей долевой собственности супругов.
Включить в наследственную массу ФИО, умершего 29 июня 2010 года, гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № № (? долю).
Произвести раздел наследственного имущества в виде ? доли гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия ТОЗ-34, калибр 12 № №.
Признать за Гребенцовой Еленой Юрьевной в порядке наследования право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № №.
Признать за Ларенковым Александром Федоровичем в порядке наследования право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № №.
Признать за Гребенцовой Еленой Юрьевной с учетом преимущественного права на получение наследственного имущества право собственности на гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № №.
До разрешения вопроса о получении Гребенцовой Еленой Юрьевной лицензии на приобретение гражданского оружия и разрешения на хранение и ношение оружия, указанное оружие передать на ответственное хранение в отдел лицензионно-разрешительной работы по г.Н.Новгороду Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области.
Взыскать с Гребенцовой Еленой Юрьевной в пользу Ларенкова Александра Федоровича денежную компенсацию в размере 4000 (четыре тысячи) руб. за принадлежащую ему 1/3 долю в наследственном имуществе - гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие ТОЗ-34, калибр 12 № №.
В остальной части исковых требований Гребенцовой Е.Ю. отказать.
Взыскать с Ларенкова Александра Федоровича, Мусихина Дмитрия Геннадьевича в равных долях в пользу Гребенцовой Елены Юрьевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 (девятьсот) руб.
В апелляционной жалобе Гребенцовой Е.Ю. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в части отказа в удовлетворении требований о признании Ларенкова А.Ф. лицом, умышленно своими действиями способствовавшим увеличению причитающейся ему доли наследства и злостно уклонившимся от выполнения лежащих на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследственного имущества. Заявитель жалобы полагает, что отказывая в иске в данной части суд неправильно установил обстоятельства по делу.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно является законным и обоснованным.
Согласно с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом (ст. 1150 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1180 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия.
В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом, выдавшими им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, - органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.
Как следует из материалов дела, ФИО. и Гребенцова Е.Ю. состояли в зарегистрированном браке с 16.03.1991 года.
29.06.2010 года ФИО. умер.
Наследниками по закону первой очереди в равных долях после смерти ФИО., принявшими наследство путем подачи заявлений нотариусу, являлись: супруга – Гребенцова Е.Ю. в 1/3 доле, родители – отец Ларенков А.Ф. и мать ФИО1 которая отказалась от наследования в пользу Ларенкова А.Ф.
Судом установлено, что в период брака ФИО. приобрел гладкоствольное длинноствольное охотничье ружье ТОЗ-34, калибр 12 № № на основании лицензии № 0565749 от 19.12.2001 года.
В связи со смертью ФИО. 17.08.2010 года оружие изъято у Ларенкова А.Ф., где оно находилось, и сдано на хранение в дежурную часть отдела полиции № 6 Управления МВД России по г.Н.Новгороду.
10.09.2012 года на основании заявления Ларенкова А.Ф., оружие перерегистрировано на Мусихина Д.Г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на положения указанных выше норм, пришел к обоснованному выводу о том, что спорное ружье является совместно нажитым имуществом, в наследственную массу подлежала включению 1/2 доля, а поэтому единоличное распоряжение Ларенковым А.Ф. имуществом нарушило права Гребенцовой Е.Ю. Истребовав имущество из незаконного владения Мусихина Д.Г., и с учетом преимущественного права Гребенцовой Е.Ю. на получение наследственного имущества, суд признал за Гребенцовой Е.Ю. право собственности на ружье, с оставлением его на ответственном хранении в отделе лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области до разрешения вопроса о получении Гребенцовой Е.Ю. лицензии на приобретение гражданского оружия и разрешения на хранение и ношение оружия.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Разрешая требования Гребенцовой Е.Ю. о признании Ларенкова А.Ф. лицом, умышленные действия которого способствовали увеличению причитающейся ему доли наследственного имущества, а также лицом, злостно уклонившемся от выполнения лежащих на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследственного имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых основания для их удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 1117 ГК РФ, не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее: указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Вместе с тем, таких обстоятельств, свидетельствующих о совершении Ларенковым А.Ф. противоправных действий, направленных против наследника Гребенцовой Е.Ю., либо на увеличение его доли в наследственном имуществе, не установлено.
Кроме того, права истца в рамках обязательств ответчика защищены в рамках рассмотрения данного иска, права Гребенцовой Е.Ю. на имущество, причитающееся ей по наследству, восстановлены.
Доводы жалобы о том, что ответчик не предпринял мер по сохранности наследственного имущества не принимаются во внимание, поскольку оружие является ограниченной в обороте вещью, и хранение его лицом, не имеющим соответствующей лицензии, запрещено законом, в связи с чем Ларенков А.Ф. правомерно сдал оружие на хранение в одел полиции, а при отсутствии каких-либо претензий со стороны Гребенцовой Е.Ю. в течение двух лет со дня смерти ФИО., обратился с заявлением о перерегистрации оружия на иное лицо.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данного спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, его выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гребенцовой Елены Юрьевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи: