Судья Замышляева СВ.
Дело 33-6515
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Гилевой М.Б., судей Абашевой Д.В, Нечаевой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 29 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Вершинина А.Н. на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 26 апреля 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Вершинина А.Н. к Казне РФ в лице Министерства финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, администрации Гремячинского муниципального района о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и о взыскании социальной выплаты отказать.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Вершинин А.Н. обратился в суд, указывая, что работал на шахтах Кизеловского угольного бассейна более 25 лет, уволен с шахты «Название» в 1998 году. После увольнения обращался с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, однако сертификат ему не был выдан. Просил взыскать с Казны РФ социальную выплату в размере 2 044 800 рублей, обязанность по исполнению решения возложить на Министерство финансов РФ. Также возложить на Министерство финансов РФ обязанность при изменении размера средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья произвести перерасчет суммы социальной выплаты, на администрацию Гремячинского муниципального района возложить обязанность заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты, при перечислении денежных средств Министерством финансов оформить ему субсидию на семью из 4-х человек.
В суде истец на требованиях настаивал.
Представитель администрации Гремячинского муниципального района в суд не явился.
Представитель Министерства финансов РФ, Управления федерального казначейства по Пермскому краю, отделения по г.Гремячинску УФК по Пермскому краю с иском не согласна, просила применить к требованиям истца срок давности.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истец просил решение суда от 26 апреля 2010 года отменить, указал, что у суда отсутствовали основания для применения к его исковым требованиям срока исковой давности, поскольку администрация г.Гремячинска в течение 12 лет не отвечает на его заявление о предоставлении социальной выплаты. Также указал, что уволился он с шахты «Название» по собственному желанию, как ему посоветовала администрация шахты. Фактически он имел возможность уволиться в связи с ликвидацией шахты.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
27.06.1996г. вступил в действие Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности». В соответствии с положениями ст. 5 данного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
При решении вопроса о ликвидации организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998г. Правительство РФ специальными актами предусмотрело меры по социальной защите высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности указанных городов, в том числе путем содействия их трудоустройству за счет переселения за пределы названных городов. С этой целью постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1068 утверждены Правила проведения эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998г. Указанное постановление Правительства РФ установило порядок выпуска и погашения жилищных сертификатов «Шахтер», а также выдачи их высвобожденным работникам ликвидируемых угледобывающих предприятий городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области.
Сертификат предусмотрен как именное свидетельство, удостоверяющее право высвобожденного работника на получение безвозмездной целевой субсидии на приобретение жилья.
Приказом Министерства энергетики РФ от 11.07.2002г. № 214 утверждено Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития, которым выдача жилищных сертификатов заменена безвозмездной жилищной субсидией.
В указанных правовых актах перечислены условия предоставления данного вида социальной защиты лицам, высвобожденным с ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой Пермской области в 1998-2000г.г.: постоянное проживание в указанных городах, увольнение с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, наличие стажа работы в угольной отрасли не менее пяти лет, регистрация в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных. Аналогичные требования, предъявляемые к гражданам, подлежащим включению в списки высвобожденных работников, содержатся в пункте 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, указанные мероприятия включают в себя содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.
В соответствии с Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ 13.07.2005г. № 428, субвенции на реализацию программ местного развития предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условии предоставления органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Федеральному агентству по энергетике сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Размер субсидии рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике. Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике.
Таким образом, органы местного самоуправления в порядке предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий утверждали ежегодно составляемые списки граждан, подлежащих переселению, рассчитывали размер субсидий, согласовывали списки и расчет с Федеральным агентством по энергетике и заключали с гражданином договор о предоставлении субсидии. Непосредственное предоставление субсидии осуществлялось в соответствии с п. 2 указанных Правил Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 688 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428» в указанные Правила внесены следующие изменения: в подпункте «в» пункта 5 слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна» исключены.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006г. № 687 «О внесении изменений в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. № 840» в подпункте «е» пункта 8 указанного перечня исключены слова «а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна».
Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 27.02.2006г. № 40, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, распределены субвенции, направляемые на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Из указанного Приказа следует, что субвенции на выполнение программы содействия переселению высвобожденных работников по Кизеловскому угольному бассейну на 2006г. не выделены, не выделялись указанные субвенции и в 2007г.
Юридически значимым обстоятельством является не только наличие определенных предпосылок для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата (впоследствии - безвозмездной жилищной субсидии), имевшихся у истца на момент обращения с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, а также то, что целью эксперимента выдачи государственных жилищных сертификатов являлось содействие трудоустройству высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой для обеспечения социальной защиты высвобожденных работников за счет переселения за пределы этих городов.
При вынесении решения судом было установлено, что истец более 20-ти лет работал на шахте «Название». Уволен в 1998 году по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Вершинин А.Н. не был включен в список высвобождаемых работников шахты «Название», претендующих на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.
8 июля 1998 года истец обращался в администрацию г.Гремячинска с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата. Ответ из администрации г.Гремячинскак им получен не был.
Отказывая в удовлетворении иска Вершинину А.Н. суд обоснованно исходил из того, что истец не являлся высвобожденным работником ликвидируемой шахты, не состоял на учете в центре занятости населения в качестве безработного, с 1996 года является пенсионером по выслуге лет, не был включен в список высвобождаемых работников шахты, претендующих на получение социальной выплаты. Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что отсутствует совокупность необходимых условий для получения Вершининым А.Н. социальной выплаты, на которую он претендует.
Обоснованно судом применен к требованиям Вершинина А.Н. срок исковой давности, поскольку с заявлением в администрацию г.Гремячинска о выдаче государственного жилищного сертификата он обращался в июле 1998 года, с требованием о признании права на получение социальной выплаты в суд обратился лишь в марте 2010 года,т.е. по истечении 11 лет после того, как администрация г.Гремячинска не дала истцу ответ на его заявление о выдаче жилищного сертификата. Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с данным иском Вершининым А.Н. представлено не было.
Судебная коллегия находит выводы, приведенные в оспариваемом решении правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, верном применении норм материального права, доводами кассационной жалобы истца эти выводы не опровергаются.
К доводам кассационной жалобы Вершинина А.Н. о том, что у суда не было оснований для применения срока давности к его требованиям, поскольку с 1998 года по настоящее время администрация г. Гремячинска не дала ответ на его заявление о выдаче сертификата, суд относится критически. В соответствии с действующим ранее и в настоящее время законодательством, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны отвечать на обращения граждан в течение месяца. Таким образом, по истечении месяца после обращения истца в администрацию г.Гремячинска с заявлением о выдаче жилищного сертификата и неполучения ответа, у Вершинина А.Н. возникло право обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Кассационную жалобу Вершинина А.Н. на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 26 апреля 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
: