Дело № 2а-15/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Степченко Л.А.,
с участием административного ответчика Горохова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерск Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю к Горохову С.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу физического лица, пени на недоимку по транспортному налогу физического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 3469 рублей, пени по транспортному налогу в размере 85 рублей 92 коп., в общей сумме 3554 рубля 92 коп., мотивируя свои требования тем, что с в 2016 году Горохов С.Н. являлся собственником транспортных средств: легкового автомобиля ВАЗ-21102, государственный регистрационный знак №, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, на протяжении 11 месяцев; легкого автомобиля ВАЗ-21099, г/н №, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, на протяжении 12 месяцев. На основании ст. ст. 362, 363 НК РФ, ст. ст. 22, 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 ( в ред. от 31.10.2011) «О налогообложении в Пермском крае» налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2016 год в сумме 3476 рублей. Согласно списку заказной корреспонденции № 69, 19.09.2017 года направлено налоговое уведомление № 51238074 от 09.09.2017 года об уплате налога в срок до 01.12.2017 года. Данная обязанность Гороховым С.Н. в установленный законом срок не исполнена, в связи с чем, на основании п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ за период со 02.12.2017 года по 14.02.2018 года начислены пени в размере 68 рублей 04 коп. На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом, согласно списку заказной корреспонденции № 103, 21.02.2018 года налогоплательщику направлено требование № 2097 от 15.02.2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016 год и пени в срок до 02.04.2018 года. Гороховым С.Н. задолженность не погашена. Административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 1693 рубля, направлено налоговое уведомление № 427010 от 30.03.2015 года на уплату налога в срок до 01.10.2015 года, за 2015 год- в размере 1693 рубля, согласно списку заказной почты № 5046, 04.08.2016 года направлено налоговое уведомление № 96504718 от 29.07.2016 года. Данная обязанность в установленный законом срок налогоплательщиком не исполнена. Задолженность по транспортному налогу за 2014 год уплачена 21.10.2015 года в сумме 1693 рубля, по транспортному налогу за 2015 год- 11.11.2017 года в сумме 1700 рублей. В связи с чем, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога, начислены пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. На неуплату транспортного налога за 2014 год за период со 02.10.2015 года по 20.10.2015 года начислены пени в размере 8 рублей 85 коп. На неуплату налога за 2015 год за период со 02.12.2016 года по 17.12.2016 года начислены пени в размере 9 рублей 03 коп. В адрес налогоплательщика направлено требование № 51229 от 16.11.2015 года об уплате пени по транспортному налогу на сумму 8 рублей 85 коп., задолженность предложено погасить до 04.12.2015 года, требование № 2757 от 18.12.2016 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 9 рублей 03 коп., которые предложено уплатить в срок до 10.02.2017 года. Требование направлено 20.12.2016 года согласно списку № 22 заказной корреспонденции. Задолженность до настоящего времени не погашена. Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка № 1 Красновишерского судебного района за выдачей судебного приказа. В связи с поступившими возражениями, 13.06.2018 года судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен. На основании ст. ст. 45, 48 НК РФ, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
В судебное заседание представитель административного истца МРИ ФНС России № 11 по Пермскому краю не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, его явка не признавалась судом обязательной.
В судебном заседании административный ответчик Горохов С.Н. с административными исковыми требованиями согласился, пояснил, что он уплатил транспортный налог на сумму 3800 рублей 21.05.2018 года, полагал, что исполнил обязанность за 2016 год, оказалось, что за 2017 год. Он платил больше, так как полагал, что погашает также пени, только потом узнал, что налог и пени должны оплачиваться отдельно. Он продал оба автомобиля, но не снял их с учета. Расчет транспортного налога, пени он не оспаривает. Он получал налоговые уведомления и требования, какие именно и когда, не помнит. Полагает, что налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок. В настоящее время погасить задолженность возможности не имеет.
Суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 12 Налогового кодекса РФ, в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Транспортный налог, в соответствии со ст. 14 НК РФ, относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ, действующей с 01.01.2015 года).
Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1. настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Часть 1 ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае" установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73, 55 кВт) включительно, 25 рублей.
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Скорректирован порядок расчета коэффициента, который применяется при исчислении транспортного налога, если транспортное средство поставлено или снято с учета в течение года (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, когда транспортное средства было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом или отчетном периоде. Начиная с отчетности за 2016 год, месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15-го числа. В иных случаях месяц постановки или снятия транспортного средства с регистрации не учитывается как полный при расчете коэффициента.
До 2016 года месяц регистрации и снятия транспортного средства с учета признавался полным для обеих сторон, поэтому налог за этот месяц платили оба лица. По мнению Минфина, к двойному налогообложению это не приводило (изменения предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 № 334-ФЗ, от 23.11.2015 № 320-ФЗ, вступившего в действие с 23.11.2015 года).
Согласно редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ, налог за 2014 год подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В статью 52 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 года № 248-ФЗ, вступившим в силу со 02.04.2014 года, введен пункт 6, согласно которому сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пунктам 2 ст. 70, 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктами 6, 7 ст. 61 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Согласно разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам следует исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Статьей 48 НК РФ установлены особенности обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не исполняющего в установленный срок свои обязанности налогоплательщика.
Судом установлено, что в 2016 году Горохов С.Н. на протяжении 11 месяцев являлся собственником легкового автомобиля ВАЗ-21102, государственный регистрационный знак №, мощностью двигателя 77,8 лошадиных сил; на протяжении 12 месяцев- собственником легкого автомобиля ВАЗ-21099, г/н №, мощностью двигателя 67,7 лошадиных сил.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Отделения ГИБДД ОМВД России по Красновишерскому району (л.д. 32), и не оспорены административным ответчиком.
Суд, проверив расчет транспортного налога на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, ставка транспортного налога составляет 25 рублей за 1 лошадиную силу, признает его правильным, в том числе по начислению транспортного налога за полный месяц февраля 2016 года. Административным ответчиком расчет не оспорен.
МРИ ФНС России № 11 по Пермскому краю налогоплательщику было направлено налоговое уведомления об уплате транспортного налога с указанием его размера и срока уплаты, получение и не исполнение которого в срок до 01.12.2017 года, административным ответчиком не отрицается (л.д. 11-12).
11.11.2017 года задолженность по налогу в сумме 7 рублей списана (л.д. 18).
Из представленного административным ответчиком чека-ордера от 21.05.2018 года на сумму 3800 рублей видно, что Гороховым С.Н. уплачен транспортный налог за 2017 год (л.д. 36).
В связи с чем, на момент выставления требования № 2097 по состоянию на 15.02.2018 года, налоговой инспекцией на основании ст. 75 НК РФ произведен расчет пени за просрочку исполнения обязательства по уплате транспортного налога за 2016 год за период со 02.12.2017 года по 14.02.2018 года в сумме 68 рублей 04 коп. (л.д. 18).
Суд, проверив расчет пени, соглашается с ним, считает, что процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) применена правильно.
Судом установлено, что требование № 2097 по состоянию на 15.02.2018 года Горохову С.Н. предлагалось исполнить до 02.04.2018 года, требование направлено заказной почтой с уведомлением 21.02.2018 года (л.д. 14-15).
В соответствии с пунктом 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судебный приказ № вынесен мировым судьей судебного участка № 1 Красновишерского судебного района ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), то есть, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о его выдаче в течение 6-ти месяцев по истечении срока, установленного для исполнения требования № 2097 от 15.02.2018 года, в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ.
Судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Красновишерского судебного района на основании поступивших от Горохова С.Н. возражений 13.06.2018 года (л.д. 8). Административное исковое заявление поступило в Красновишерский районный суд 12.12.2018 года (л.д. 5).
Таким образом, сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ для взыскания недоимки по транспортному налогу и пени за 2016 год, предписывающие налоговому органу обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 6-ти месяцев с момента отмены судебного приказа, административным истцом соблюдены, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2016 год в сумме 3469рублей, и пени, начисленные на данную недоимку со 02.12.2017 года по 14.02.2018 года в сумме 68 рублей 04 коп.
Судом установлено, что в 2014 и 2015 году Горохов С.Н. на протяжении 12 месяцев являлся собственником легкового автомобиля ВАЗ-21099, г/н №, мощностью двигателя 67,7 лошадиных сил.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Отделения ГИБДД ОМВД России по Красновишерскому району, и не оспорены административным ответчиком.
Суд, проверив расчет транспортного налога на основании вышеуказанных нормативных правовых актов, ставка транспортного налога составляет 25 рублей за 1 лошадиную силу, признает его правильным. Административным ответчиком расчет не оспорен.
МРИ ФНС России № 11 по Пермскому краю налогоплательщику было направлено налоговое уведомления об уплате транспортного налога с указанием его размера и срока уплаты, получение и не исполнение которого в срок до 01.10.2015 года (2014 год) и в срок до 01.12.2016 года (2015 год), административным ответчиком не отрицается (л.д. 21, 11-12 ).
Задолженность по транспортному налогу за 2014 год уплачена Гороховым С.Н. в сумме 1693 рубля 21.10.2015 года, за 2015 год- 11.11.2017 года в сумме 1700 рублей, что не отрицалось административным ответчиком, подтверждается карточкой «расчеты с бюджетом» (л.д. 23).
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из приведенной нормы права следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового периода (отчетного), направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки, в случае погашения недоимки частями- с момента уплаты последней ее части).
В связи с чем, на момент выставления требования № 51229 по состоянию на 16.11.2015 года, налоговой инспекцией на основании ст. 75 НК РФ произведен расчет пени за просрочку исполнения обязательства по уплате транспортного налога за 2014 год за период со 02.10.2015 года по 20.10.2015 года в сумме 8 рублей 85 коп. (л.д. 22). На момент выставления требования № 2757 по состоянию на 18.12.2016 года, налоговой инспекцией на основании ст. 75 НК РФ произведен расчет пени за просрочку исполнения обязательства по уплате транспортного налога за 2015 год за период со 02.12.2016 года по 17.12.2016 года в сумме 9 рублей 03 коп. (л.д. 13).
Суд, проверив расчет пени, соглашается с ним, считает, что процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) применена правильно.
Судом установлено, что требование № 51229 по состоянию на 16.11.2015 года Горохову С.Н. предлагалось исполнить до 04.12.2015 года, требование направлено заказной почтой с уведомлением 16.11.2015 года (л.д. 19-20). Требование № 2757 по состоянию на 18.12.2016 года Горохову С.Н. предлагалось исполнить до 10.02.2017 года, требование направлено заказной почтой с уведомлением 20.12.2016 года (л.д. 9-10).
В соответствии с пунктом 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в течение 3-х лет с момента истечения срока для исполнения самого первого требования при его сумме менее 3000 рублей, то есть, с соблюдением требований ст. 48 НК РФ.
Таким образом, сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ для взыскания пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 и 2015 годы, административным истцом соблюдены, с административного ответчика подлежит взысканию пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период со 02.10.2015 года по 20.10.2015 года, в сумме 8 рублей 85 коп., и начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период со 02.12.2016 года по 17.12.2016 года в сумме 9 рублей 03 коп.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административные исковые требования в полном объеме.
Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст.114 КАС РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 и п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с применением правил ст. 52 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенным требованиям, от уплаты от которой при подаче заявления был освобожден административный истец.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с Горохова С.Н., зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу с физического лица за 2016 год в сумме 3469 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу с физического лица за 2016 год в размере 68 рублей 04 коп., пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 8 рублей 85 коп., пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 9 рублей 03 коп., всего взыскать 3554 рубля 92 коп. (три тысячи пятьсот пятьдесят четыре рубля 92 коп.).
Взыскать с Горохова С.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета Красновишерского муниципального района в сумме 400 рублей (четыреста рублей).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий