дело № 2-81/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 23 марта 2016 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ядвига Е.П., при секретаре Мурзиной Е.Н., с участием представителя прокуратуры, помощника прокурора г.Дальнегорска Губановой Т.А., ответчика – представителя администрации Дальнегорского городского округа Кириченко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Дальнегорска к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань и администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
В районный суд с иском обратился прокурор г. Дальнегорска указав в нём, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности общего образования детей, установлено, что в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» г.Дальнегорска <адрес> (МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань) отсутствует устройство молниезащиты здания.
На основании изложенного прокурор города просит суд обязать МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска <адрес>, расположенное по адресу: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>, оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств на указанные цели; обязать администрацию Дальнегорского городского округа профинансировать мероприятие по оборудованию здания МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Дальнегорска – помощник прокурора Губанова Т.А. поддержала исковое заявление по доводам, указанным в иске. Считала целесообразным также дополнить исковые требования и обязать МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань ввести в эксплуатацию установленное устройство молниезащиты.
Представитель администрации Дальнегорского городского округа Кириченко В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора г.Дальнегорска. Пояснил, что поскольку обязательному обустройству молниезащитой на всей территории РФ в соответствии с таблицей 1 Инструкции РД 34.21.122-87 (независимо от количества грозовых часов в году) подлежат объекты (сооружения, установки), создающие взрывоопасную зону класса. Здания детских дошкольных и образовательных учреждений таковыми не являются. Следовательно, обязательному оборудованию устройствами молниезащитыони не подлежат.
В соответствии с п.3.19 СНиП 31-06-2003 «Общественные здания и сооружения», молниезащита должна быть выполнена при наличии на кровле здания ТВ-антенны, трубостроек воздушных линий связи и проводного радиовещания. При этом речь идет не о молниезащиты всего здания, а только лишь ТВ-антенн и трубостоек ВЛС и ПР, которые должны быть защищены от атмосферного электричества во избежание возможного возгорания во время грозы.
Представитель МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Х. пояснил, что он является начальником службы изоляции и защиты от перенапряжений в филиале ОАО «ДРСК» Приморские электрические сети. Их организация является эксплуатирующей организацией, которая не занимается проектированием и обследованием зданий.
Свидетель П. в судебном заседании пояснила, что она работает в ООО «ЗодчийПрим», данная организация занимается проектированием зданий. В г.Дальнегорске средняя продолжительность гроз 11 часов в год. Здания образовательных учреждений находятся в черте города, в связи с чем, необходимости оборудовать их устройствами молниезащиты нет.
Выслушав мнение представителя прокуратуры г.Дальнегорска – помощника прокурора г.Дальнегорска Губановой Т.А., представителя администрации Дальнегорского городского округа Кириченко В.В., допросив свидетелей П., Х., изучив материалы гражданского дела, доводы иска и возражений на иск сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г.Дальнегорска с учетом их уточнений подлежат удовлетворению в полном объёме на основании следующего.
МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань является образовательным учреждением, которое организует обучение детей.
Учредителем МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска <адрес> является администрация Дальнегорского городского округа, что следует из п.1.7 Устава МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань.
По сообщению АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Филиал «Приморские электрические сети» от 20.02.2016г. № МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань системами молниезащиты не оборудована, что не отрицается и стороной по делу (ответчиками), которая ссылается только на отсутствие необходимости в оборудовании здания школьного учреждения такой системой.
Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение пожарной безопасности граждан является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст.34 указанного Федерального закона РФ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно ст.37 Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (ст.20 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии с п.5.1 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона РФ от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного Федерального закона РФ, Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п.66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации (п. 1.1.1).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2003г. № 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
На основании п.1.1.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6, указанные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Потребитель обязан обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.
При приемке после монтажа устройств молниезащиты потребителю должна быть передана следующая техническая документация: технический проект молниезащиты, утвержденный в соответствующих органах, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны (пункты 1.2.2, 2.8.2 Правил).
Кроме того, в силу ч.7 ст.28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья (ст.41 Конституции РФ).
Учитывая, что отсутствует устройство молниезащиты здания в общеобразовательном учреждении, в котором находятся дети, работники данного учреждения, иные лица, указанное учреждение является общественным, поэтому имеется риск угрозы жизни и здоровья граждан, детей, а охрана жизни и здоровья человека, гражданина, является высшей ценностью для государства, иск прокурора в интересах жителей города Дальнегорска подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии необходимости в Дальнегорском городском округе устанавливать на общественное общеобразовательное здание систему молниезащиты неубедительны и несостоятельны, основаны на предположении, не исключающие возможности угрозы жизни и здоровью людей при годовых погодных условиях, которые имеются на территории Дальнегорского городского округа.
На основании вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по оборудованию здания школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты, а также введение в эксплуатацию устройства молниезащиты должна быть возложена на администрацию Дальнегорского городского округа, а также на МОБУ «СОШ №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань, непосредственно использующее данное здание.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Дальнегорска – удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань, расположенное по адресу: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>, оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты в течение 3 месяцев со дня поступления денежных средств на указанные цели.
Обязать администрацию Дальнегорского городского округа профинансировать мероприятие по оборудованию здания Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» г.Дальнегорска с.Рудная Пристань устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» г.Дальнегорска Приморского края ввести в эксплуатацию установленное устройство молниезащиты.
Настоящее решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.П. Ядвига