Дело №2-190/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
рп. Торбеево 31 мая 2018 года
Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Неяскина Е.С.,
при секретаре судебного заседания Рябовой Е.В.,
с участием истца Кисткиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кисткиной Аксиньи Ивановны к администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, Кисткину Василию Ивановичу, Кидяевой Анастасии Васильевне, Кисткину Михаилу Васильевичу о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,
установил:
Кисткина А.И. обратилась в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с названным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что в 1992 году ей как работнице ГП Торбеевское ДРСУ было предоставлено отдельное жилое помещение в виде квартиры, расположенной в жилом доме, по адресу: <адрес>, согласно ордера №_ от 14.12.1992, выданного начальником комбината коммунальных предприятий на основании решения исполкома Торбеевского районного Совета народных депутатов. Указанный жилой дом находился на балансе ГП Торбеевское ДРСУ. С 12 марта 1993 года истце зарегистрирована и постоянно проживает в указанном жилом помещении совместно с мужем Кисткиным В.И., и детьми – Кидяевой А.В. и Кисткиным М.В. В последствии по просьбе истца начальником ГП Торбеевское ДРСУ ФИО1 ее семье была предоставлена также квартира №1, которая на тот момент пустовала, с разрешением соединить квартиры №1 и №2 в одну квартиру. Документов о предоставлении истцу квартиры №1 не сохранилось. В 1997 году пожаром были полностью уничтожены квартиры №3 и №4, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. В квартирах №1 и №2 была частично уничтожена кровля. В отделе архитектуры администрации Торбеевского муниципального района истцу было дано разрешение на ремонт занимаемого ее семьей жилого помещения, так как ремонт не был связан с изменением площади жилого помещения. В результате проведенного на личные средства ремонта, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, фактически стало представлять собой индивидуальный жилой дом, в котором стали проживать истица со своей семьей. Новый технический паспорт из-за финансовых трудностей истцом оформлен не был. Земельный участок также не оформлялся. В настоящее время истец желает воспользоваться правом на приватизацию данного жилья, однако оформить договор передачи жилья не представляется возможным, поскольку спорный жилой дом не стоит на балансе администрации Торбеевского городского поселения и не стоит на кадастровом учете. В настоящий момент истица не имеет другой, внесудебной, возможности оформления занимаемого жилого дома в собственность.
В связи с чем просит признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 83,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Истец Кисткина А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что на момент предоставления ее семье жилого помещения в доме, расположенном по адресу: <адрес>, было четыре квартиры. Так как квартира №1 пустовала, с устного разрешения начальника Торбеевского ДРСУ им была предоставлена и квартира №1 с возможностью их последующего объединения в одну квартиру. В 1997 году после пожара, когда огнем были полностью уничтожены квартиры №3 и №4, и доме остались две квартиры объединенные в одну. После пожара на личные денежные средства ее семьи первая и вторая квартиры были полностью восстановлены, в результате чего ранее многоквартирный дом стал представлять собой индивидуальный жилой дом.
Представитель ответчика администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, ответчики Кисткин В.И, Кидяева А.И., Кисткин М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Третьи лица – Кузнецов Е.П., представитель администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности неявки суду не представили.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Проанализировав исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 7 Федерального Закона Российской Федерации № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В судебном заседании установлено, что согласно ордеру №_ от 14.12.1992 года, выданному на основании решения исполкома Торбеевского районного Совета народных депутатов, Кисткину В.И. с семьей, состоящей из 3 человек, в том числе Кисткиной А.И., предоставлена одна комната жилой площадью 20,1 кв.м. в квартире №2 дома №_ по адресу: <адрес> (л.д.9).
Факт проживания истца в спорном жилом помещении подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации <...>, согласно которой Кисткина А.И., _._._ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 12.03.1993 (л.д.7-8).
В представленной администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия выписке из похозяйственной книги №22 указано, что в жилом доме по адресу <адрес> зарегистрированы с 1993 года Кисткина А.И., Кисткин В.И., Кидяева А.В., Кисткин М.В. (л.д.46).
Справками, выданными, ПАО «Мордовская энергосбытовая компания», Торбеевским участком ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», подтверждается, что Кисткина А.И. своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные платежи.
В техническом паспорте на жилой дом указано, что жилой дом №_ по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 90,0 кв.м., из них жилой – 52,4 кв.м., владельцем указан Дорожно-строительный участок, год строительства – 1980 (л.д.10-19).
Из архивной справки муниципального архива администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия следует, что в документах архивного фонда исполкома Торбеевского районного Совета депутатов сведений о передаче дома <адрес> на чей-либо баланс не обнаружено (л.д.116).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, очевидно, что в данном случае имеет место предоставление жилого помещения на основании положений о договоре социального найма.
Отсутствие зарегистрированных прав на спорный жилой дом подтверждается сообщением Ковылкинского отделения Волго-вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», в котором указано, что право собственности на жилой дом и находящиеся в нем квартиры, расположенные по адресу: <адрес>, в органах БТИ до 01.12.1998 не регистрировалось, а также уведомлениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия от 19.01.2018 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объектах недвижимости – жилой дом по адресу <адрес> (л.д.47, 48, 49, 50, 51), и об отсутствии зарегистрированных прав на спорный объект недвижимого имущества, Кисткина А.И. правообладателем объектов недвижимости не является.
Из справок, выданных администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, следует, что по адресу: <адрес> по месту жительства никто не зарегистрирован (л.д.76,77,78).
По сведениям, представленным Госкомимуществом Республики Мордовия, объекты недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и квартиры №1, №2, №3 и №4, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Республики Мордовия не числятся (л.д.145).
Справка, выданная отделом НД и ПР Зубово-Полянского, Торбеевского и Атюрьевского муниципальных районов УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Республике Мордовия, подтверждает факт возгорания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, произошедшего 07.10.1997 года, в результате которого огнем уничтожена кровля дома, повреждены квартиры №3 и №4 (л.д.45, 151).
Из технического плана здания, изготовленного 19.03.2018 г., следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является отдельно стоящим жилым домом, год завершения строительства – 1980, площадь – 83,7 кв.м. Дом находится на земельном участке с кадастровым номером №_ вид разрешенного использования «Для индивидуальной жилой застройки». Квартиры с номерами 1, 2, 3 и 4 отсутствуют фактически на данном земельном участке, а также не стоят на кадастровом учете (л.д.20-33).
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что в период с 1987 г. по 2009 г. работал начальником Торбеевского ДРСУ, которое в разные периоды называлось как ДСУ-2, филиал Торбеевское ДРСУ ФГУП «Мордовавтодор». Кисткиной А.И. была предоставлена комната №2 в доме <адрес> на основании ордера примерно в 1991-1992 гг. Вторая квартира была предоставлена ей же чуть позже по решению профкома. Указанный дом находился на балансе ДРСУ, но ордера выдавались комбинатом коммунальных предприятий.
Из пояснений свидетеля ФИО2 следует, что она вместе со своим гражданским мужем проживали в квартире <адрес> с 1988 по 1995 г., где он прописан. После случившегося в 1997 году в этом доме пожара она прописала мужа у себя. Поврежденную огнем квартиру они не восстанавливали.
Свидетель ФИО3 пояснила, что проживает в соседнем доме. Дом <адрес> был многоквартирным, в нем было 4 квартиры. В 1997 году в доме произошел пожар, в результате которого две квартиры были полностью уничтожены, а две другие квартиры восстанавливала семья Кисткиных.
Таким образом, судом достоверно установлено, что жилое помещение, которое занимает Кисткина А.И. со своей семьей, представляет собой жилой дом общей площадью 83,7 кв.м., и было предоставлено семье истца на основании договора о социальном найме.
Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет виды жилых помещений. В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно части 3 этой статьи квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В сообщении от 19.04.2018 глава администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия указывает, что администрация городского поселения не имеет возможности оформить договор передачи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации в связи с тем, что в архиве администрации отсутствуют подтверждающие документы о регистрации права собственности на квартиру в Управлении федеральной регистрационной службы. Оформление права собственности на квартиру в порядке приватизации возможно в судебном порядке (л.д.88).
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со статьей 18 вышеуказанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В нарушение указанной нормы, право на спорное жилье не было надлежащим образом закреплено за администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия при приемке его в муниципальную собственность и дальнейшей регистрации в установленном законом порядке такого права. В связи с этим заключение договора передачи в собственность жилого помещения между органом местного самоуправления и гражданином, проживающим на условиях социального найма в таком жилом помещении, не представляется возможным, что нарушает конституционные права гражданина.
Таким образом, государство, устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Статьей 4 данного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Спорное жилое помещение к таковым не относится.
В силу статьи 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В приватизации жилого помещения Кисткина А.И. участвует впервые.
Исходя из изложенного, требование истца о признании за ним права собственности на спорный жилой дом в порядке приватизации является законным и подлежит удовлетворению.
Данное решение, в соответствии со статьями 14, 58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (в редакции от 31.12.2017) «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для государственной регистрации права на указанное недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Кисткиной Аксиньи Ивановны к администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, Кисткину Василию Ивановичу, Кидяевой Анастасии Васильевне, Кисткину Михаилу Васильевичу о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Кисткиной Аксиньей Ивановной право собственности на жилой дом площадью 83,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Торбеевского районного суда
Республики Мордовия Е.С. Неяскин
Мотивированное решение составлено 05.06.2018 года.