Дело № 2а-164/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Мильково с. Мильково Камчатского края 14 сентября 2018 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Мартыненко М.С.,
при секретаре Мухортовой В.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Мильковского сельского поселения к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Мильковскому муниципальному району, главному государственному инспектору Мильковского МР по пожарному надзору Терёшкину А. И. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 10.05.2018 № 29/1/1,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Мильковского сельского поселения (далее - АМСП) в лице главы Гарбузюк Н.В., действующей на основании решения, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Мильковскому муниципальному району о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 10.05.2018 № 29/1/1.
В обоснование исковых требований указала, что 10 мая 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении АМСП, осуществляющего деятельность на территории с. Долиновка Мильковского района, в ходе которой установлено нарушение истцом обязательных требований пожарной безопасности: п. 17 (1), п. 77, п. 78 «Правил противопожарного режима в РФ», а именно, территория населенного пункта с. Долиновка не очищена от горючих материалов, сухой травяной растительности, преимущественно вокруг бесхозных брошенных зданий, сооружений, а также пустырей, расположенных внутри населенного пункта. В связи с указанным истцу предписано устранить допущенные нарушения в срок до 1 июля 2018 года.
Вместе с тем проведение указанных в предписании мероприятий в силу пунктов 17 (1), 77 Правил противопожарного режима возложено не на органы местного самоуправления, а на руководителей организаций, в связи с чем глава поселения не является надлежащим лицом для его исполнения. Требования, указанные в предписании, не относятся к обязанностям органов местного самоуправления Мильковского сельского поселения. Кроме того, в предписании указано о нарушении п. 78 указанных правил, устанавливающего требования к минерализованной полосе, однако в акте проверки нарушений в данной части не зафиксировано.
Полагая указанное предписание незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца, ссылаясь на положения Федерального закона «О пожарной безопасности», просит признать предписание незаконным и отменить его.
Определением суда от 17 августа 2018 года для участия в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный инспектор Мильковского муниципального района по пожарному надзору Терешкин А.И.
Административный истец: администрация Мильковского сельского поселения, извещенные о месте и времени судебного заседания в суд своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Ранее представитель администрации фио5 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Дополнительно пояснила, что из оспариваемого предписания не усматривается вокруг каких зданий и сооружений необходимо очистить территорию от горючих материалов и сухой растительности, в связи с чем, невозможно установить собственников этой недвижимости, обязанных в силу закона соблюдать указанные в предписании нормы.
С учетом изложенного просила оспариваемое предписание главного государственного инспектора Мильковского муниципального района по пожарному надзору признать незаконным и отменить.
Административные ответчики: Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Мильковскому муниципальному району УНДиПР ГУ МЧС России по Камчатскому краю, главный государственный инспектор Мильковского муниципального района по пожарному надзору Терешкин А.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали. Заявлений, ходатайств, возражений на иск не представили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел исковое заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, т.е. специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон № 69-ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 38 данного Федерального закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества либо иные лица, владеющие имуществом на законных основаниях; руководителя федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно положениям ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу приведенных выше норм права предписание об устранении требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, органов, должностных лиц. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
Согласно п. 17(1) указанных Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77 Правил).
В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Проверив оспариваемое предписание главного государственного инспектора Мильковского муниципального района по пожарному надзору, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки № 29 от 4 мая 2018 года в рамках Федерального государственного пожарного надзора на основании поручения заместителя Председателя Правительства РФ Хлопонина А.Г. от 07.12.2017 № АХ-П9-8184 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией Мильковского сельского поселения пожарного законодательства в с. Долиновка Мильковского района, по результатам которой 10 мая 2018 года составлен акт проверки № 29.
В связи с выявлением в ходе указанной проверки нарушений требований пожарной безопасности 10 мая 2018 года главным государственным инспектором Мильковского муниципального района по пожарному надзору Терешкиным А.И. администрации Мильковского сельского поселения выдано предписание № 29/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до 1 июля 2018 года.
Согласно указанному предписанию администрацией Мильковского сельского поселения нарушены пункты 17 (1), 77, 78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012, а именно, территория населенного пункта с. Долиновка не очищена от горючих материалов, сухой травяной растительности, преимущественно вокруг бесхозных, брошенных зданий, сооружений, а также пустырей, расположенных внутри населенного пункта.
Данное предписание получено для исполнения главой поселения Гарбузюк Н.В. 18 мая 2018 года и в последующем оспорено в судебном порядке.
В силу положений статьи 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» и подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
По смыслу закона требования предписания должны соответствовать установленным нарушениям, принципам правовой определенности и исполнимости. Предписание должно быть составлено государственным инспектором таким образом, чтобы можно было определить характер выявленных нарушений, мероприятия по их устранению, а также объект защиты, в отношении которого установлено невыполнение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, оспариваемое предписание не отвечает указанным требованиям закона, поскольку содержит неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие наличие нарушений. Помимо сведений о том, что территория с. Долиновка не очищена от горючих материалов, сухой травяной растительности, преимущественно вокруг бесхозных, брошенных зданий, сооружений, а также пустырей, расположенных внутри населенного пункта, иных данных предписание не содержит. При этом определить, какой объект или объекты застройки данного населенного пункта либо земельные участки, расположенные на его территории, не очищены в соответствии с требованиями пожарного законодательства, исходя из текста предписания, не представляется возможным. Указания относительно конкретного места выявления нарушений, действий, которые, по мнению ответчика, должна совершить администрация поселения с целью их устранения, в предписании также не имеется.
Исходя из смысла пунктов 17 (1), 77 Правил противопожарного режима, на которые ссылается в предписании административный ответчик, ответственность за исполнение пожарного законодательства в части очистки объектов защиты и прилегающих к ним территорий, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности лежит на руководителях организаций, а в части производства регулярной уборки мусора и покоса травы – на правообладателях земельных участков (собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах и арендаторах земельных участков), расположенных в том числе в границах населенных пунктов.
Однако в связи с отсутствием в предписании, а также в материалах дела указаний на конкретные объекты защиты, подлежащие очистке в силу пунктов 17 (1), 77 указанных Правил, установить их правообладателей, обязанных в силу закона соблюдать требования пожарной безопасности и сделать вывод об обоснованности предписания не представляется возможным.
То обстоятельство, что в ходе проведенной проверки государственным инспектором установлены нарушения на территории с. Долиновка, входящего в состав Мильковского сельского поселения, а именно, выявлена территория, неочищенная от сухой растительности и горючих материалов, безусловно не свидетельствует о том, что именно администрация Мильковского сельского поселения является надлежащим лицом, обязанным в силу закона устранить выявленные нарушения.
Доказательств того, что выявленные в ходе проверки и имеющие нарушения пожарных правил здания, сооружения и пустыри являются бесхозяйными объектами недвижимости, как это указано в оспариваемом предписании, являются муниципальной собственностью либо принадлежат муниципальному органу на ином законном основании, материалы дела не содержат.
Кроме того не является обоснованным указание в предписании на нарушение администрацией п. 78 Правил противопожарного режима в части установленных законом требований к противопожарным минерализованным полосам, поскольку каких-либо нарушений в данной части в ходе проверки выявлено не было.
Поскольку исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предписание должно содержать определенные, исполнимые и конкретные требования.
Учитывая указанные выше обстоятельства, с учетом содержания оспариваемого предписания, принимая во внимание, что оспариваемое предписание не отвечает критериям ясности и доступности для понимания, суд приходит к выводу, что на администрацию Мильковского сельского поселения не может быть возложена обязанность по приведению неопределенных объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в границах населенного пункта Долиновка в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности.
При таком положении, предписание государственного инспектора от 10 мая 2018 года, не может быть признано соответствующим закону, поскольку необоснованно возлагает на административного истца указанную обязанность, тем самым влечет нарушение его прав и законных интересов, в связи с чем административные исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что истцом с учетом выявленных нарушений должным образом не исполняются обязанности по обеспечению первичных мер безопасности, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, может повлечь причинение вреда здоровью, а также причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц, административным ответчиком не представлено.
То обстоятельство, что привлеченная в связи с указанными нарушениями к административной ответственности начальник отдела местного управления с. Долиновка фио7 не отрицала факты выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не свидетельствует о законности выданного Главе администрации Мильковского сельского поселения предписания.
Вместе с тем, учитывая, что в силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, согласно которой по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, оснований для удовлетворения требований в части отмены оспариваемого предписания не имеется, поскольку данные действия не входят в полномочия суда.
Руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации Мильковского сельского поселения к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Мильковскому муниципальному району, главному государственному инспектору Мильковского МР по пожарному надзору Терёшкину А. И. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 10.05.2018 № 29/1/1– удовлетворить частично.
Признать предписание главного государственного инспектора Мильковского муниципального района по пожарному надзору Терешкина А.И. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 10.05.2018 № 29/1/1 – незаконным.
Обязать главного государственного инспектора Мильковского муниципального района по пожарному надзору Терешкина А. И. устранить допущенное нарушение.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья М.С. Мартыненко