Решение по делу № 2-3888/2011 ~ М-3612/2011 от 19.10.2011

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Махачкала 31 октября 2011 года

Советский районный суд гор.Махачкалы в составе: председательствующего Гасанова Ш.О., при секретаре Комбаровой Р.А., с участием представителя истца Амирханова Р.М., представителя ответчика Кахаева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседание дело по иску Ахмедовой Т.Г. к Министерству финансов РФ о возмещении материального ущерба причиненного стихийным бедствием федерального значения,

У С Т А Н О В И Л:

Ахмедова Т.Г. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств в качестве компенсации материального ущерба, в размере 2 088 000 рублей, причиненного в результате стихийного бедствия (ливневых дождей), произошедшего 20-23 сентября 2009 года на территории поселка Белиджи Дербентского района РД.

В обосновании своих требований Ахмедова Т.Г. указала, что является собственником дома в поселке Белиджи Дербентского района. В результате обильных дождей, произошедших в сентябре 2009 года в поселке Белиджи Дербентского района РД, многие домостроения и в том числе ее дом пришел в негодность. Тогда же, для подтверждения факта повреждений жилых домов и получения полагающейся компенсации, она и другие пострадавшие обратились в исполнительные органы РД и в Администрацию Дербентского района РД.

Согласно заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности на территории Дербентского района РД от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об объявлении чрезвычайного положения в пострадавших населенных пунктах, в частности и в пос.Белиджи, где было принято решение: направить комиссию для определения и уточнения нанесенного ущерба, оказании помощи пострадавшим населенным пунктам в ликвидации последствий стихийного бедствия. После принятия данного решения, исполнительные органы с выездом на место жительства подтвердили факт повреждений жилых домов, но каких либо своевременных действий по выплатам компенсаций не произвели, ссылаясь на то, что к ним обратились с опозданием, после того как уже были составлены и представлены материалы по пострадавшим. Поэтому и в список для получения компенсационных выплат или государственного жилищного сертификата, согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Ахмедова Т.Г. не была включена. Ей было рекомендовано обратиться в «Дагестангражданпроект» для составления актов по жилым домам и самостоятельно обратиться за финансированием в Правительства РФ и РД.

В «Дагестангражданпроект», комиссией в составе представителей Администрации Дербентского района РД, представителей ГПИ «Дагестангражданпроект» и собственников жилья были составлены акты обследования частных жилых домой, поврежденных в результате продолжительных ливневых дождей. Было установлено, что поврежденные дома подлежат сносу, в том числе и ее дом.

В судебном заседании представитель истца, по доверенности, Амирханов Р.М, требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал, заявил ходатайство об уточнении исковых требований, с учетом приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года» согласно которому, стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в республике Дагестан составляет 24 800 рублей. Просил увеличить заявленную сумму до 2232000 руб., и взыскать ее с ответчика в качестве компенсации материального ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия на семь членов семьи.

Представитель УФК по Республике Дагестан Кахаев М.А. доводы истца не признал и пояснил, что согласно существующему порядку средства из резервного фонда Правительства РФ выделяются по ходатайству субъекта РФ в течение месяца.

Ахмедова Т.Г. пропустила сроки обращения в комиссию МЧС, которая работала на территории Дербентского района и собирала необходимые для этого документы, поэтому в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств. Ахмедова Т.Г. имела в собственности жилой дом по <адрес> РД, 1967 года постройки, общей площадью 163,6 кв. метра, в котором она проживала с семьей из 4 человек. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами техническим паспортом, справкой администрации пос. Белиджи Дербентского района, актом исследования дома, справкой о составе семьи.

Из письма комиссии по ЧС администрации Дербентского района РД № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с выездом на место установлен факт разрушения дома Ахмедовой Т.Г. в результате осадков, произошедших в сентябре 2009 года, однако Ахмедова Т.Г не включена в списки пострадавших, так как обратился в отдел ГОЧС с опозданием.

Согласно комиссионного акта обследования дома, Даггражданпроекта, от ДД.ММ.ГГГГ, проживание в нем невозможно в результате затопления. На стыках и углах несущих и перегородочных стен сквозные трещины по вертикали. Смещение наружной стены от вертикали. След от затопления на высоте 50 см. Диагональные трещины в местах опирания перемычек. На стыке с фундаментами стены выпучены и отсыпаются, частично разрушена одна стена, полы проваливаются, фундаменты в трещинах. Дом подлежит сносу.

Приведенные доказательства подтверждают причинение ущерба имуществу Ахмедовой Т.Г. в результате стихийного бедствия.

Согласно п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указанный закон является специальный нормой, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный Закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ как ответчика суд не считает необходимым. •**

Действующее законодательство не ставит необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременности оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств.
Поэтому, в силу названного закона Ахмедова Т.Г. имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия - ливневых дождей, прошедших в сентябре 2009 года.

Согласно Распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 191-р «О выделении денежных средств из федерального бюджета для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий сильных дождей, прошедших в сентябре 2009 года на территории Республики

Дагестан» направлены бюджетные ассигнования в сумме 476537,3 тыс. рублей, поступившие из федерального бюджета, для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий сильных дождей, прошедших в сентябре 2009 года на территории РД.

Рекомендовано администрациям муниципальных образований обеспечить своевременную выплату пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости путем перечисления на их лицевые счета в Сберегательном банке Российской Федерации по спискам, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан.

В судебном заседании установлено, что Ахмедовой Т.Г., по вине органов государственной власти и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, не была включена в список жителей поселка Белиджи Дербентского района РД, на которых были запрошены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации, за счет которого выделяются средства на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, ее обращения оставлены без удовлетворения со ссылкой на то, что она с соответствующим заявлениемобратилась с опозданием.

Между тем, ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, не определяет сроки, в течение которого гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении ущерба.

Принимая во внимание то, что согласно статье 25 названного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, при сложившихся обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации- ливневых дождей необходимо отнести к расходным обязательствам Российской Федерации.

Однако, при обстоятельствах, когда установлено, что обращение Ахмедовой Т.Г. незаконно оставлено без надлежащего реагирования, когда другим лицам, которым ущерб причинен при тех же обстоятельствах, что и Ахмедовой Т.Г., возмещение ущерба производилось за счет федеральных средств, нельзя согласиться с таким основанием для отказа в возмещении ущерба, поскольку Ахмедова Т.Г. лишена возможности иным путем защитить свои права.

Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно п.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, и прав, регулируемых законом, а также на признание равенства участников, регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье на 2002-2010 годы»» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГПКИ07-435), Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в следующем размере: 42 кв. метра - на семью из 2 человек по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О
нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья и средней рыночной
стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на
четвертый квартал 2011 года» стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в
республике Дагестан составляет 24 800 рублей.

При нормативе площади 18 кв. метров на одного члена семьи и стоимости 1 кв. метра в размере 24 800 рублей, стоимость гарантируемого возмещения ущерба составляет 2232 000 рублей.(18 x 24 800 x 5 = 2232 000)

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующим финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Суд также находит состоятельными доводы истца о том, что ее неоднократные обращения в органы местного самоуправления и государственной власти Республики Дагестан к положительным результатам не привели. Поэтому разрешить данный вопрос во внесудебном порядке ей не представляется возможным.

С учетом изложенного суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, установив на основании исследованных материалов дела, факт непригодности проживания в жилище Ахмедовой Т.Г. в результате стихийного бедствия - обильных осадков в 2009 году, на основании которого взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ невыплаченную ему компенсацию в размере 2232 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ахмедовой Т.Г. удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Ахмедовой Т.Г. ущерб в сумме 2 232000 (два миллиона двести тридцать два тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Гасанов Ш. О.

2-3888/2011 ~ М-3612/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ахмедова Т.Г.
Ответчики
УФК по РД
Министерство финансов РФ по РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкалы
Судья
Гасанов Шамиль Омарович
19.10.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2011[И] Передача материалов судье
21.10.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2011[И] Судебное заседание
15.11.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее