Решение по делу № 33-25819/2014 от 11.11.2014

Судья: Двухжилова Т.К. Дело № 33-25819/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Бакулина А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Медзельца Д.В.,

при секретаре Макаровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2014 года апелляционную жалобу Зориной Антонины Васильевны, Устиновой Галины Прохоровны на решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу по заявлению Зориной Антонины Васильевны, Устиновой Галины Прохоровны о признании незаконными действий администрации городского округа Балашиха, Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, обязании утвердить и выдать схемы расположения земельных участков с выдачей согласованных актов,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения Зориной А.В., Устиновой Г.П., представителя администрации городского округа Балашиха - Алещенко И.Л.,

установила:

Зорина А.В., Устинова Г.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации городского округа Балашиха, Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, обязании утвердить и выдать схемы расположения земельных участков с выдачей согласованных актов.

Свои требования заявители мотивировали тем, что 30.12.2010 они обратились в администрацию городского округа Балашиха с заявлениями о предоставлении им в аренду на 49 лет земельных участков, площадью по 1100 кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства на землях не разграниченной государственной собственности на основании ст.ст. 3, 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», поскольку в установленном порядке испрашиваемые земельные участки ни за кем не зарегистрированы и государственная собственность на них не разграничена. Администрация городского округа Балашиха в течение трех лет уклонялась от обязанности по формированию земельных участков. При этом по требованию администрации и в соответствии с законом заявителями за свой счет было проведено межевание данных участков.

15.11.2013 заявителями в адрес администрации городского округа Балашиха было направлено заявление о согласовании, утверждении схемы расположения земельных участков и выдаче согласования местоположения границ земельных участков. Ответ на данное обращение, подписанный не руководителем администрации городского округа Балашиха, а его заместителем, был получен с нарушением сроков (спустя два месяца), а также с нарушением п. 2.6, 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков на территории городского округа Балашиха».

Заявители не согласны с отказом администрации городского округа Балашиха в согласовании схем расположения земельных участков, поскольку считают, что их обращение имело место ранее, чем предоставление участков под жилую застройку для многодетных семей.

Исходя из изложенного, заявители просили признать неправомерными действия администрации городского округа Балашиха, выразившиеся в нарушении сроков ответа на заявление и невыполнении п.п. 2.6, 2.8 Административного регламента; признать неправомерными действия администрации городского округа Балашиха по несоблюдению вышеназванного регламента в целом в виде отказа администрации городского округа Балашиха 24.02.2014 заявителям в согласовании схем с выдачей актов местоположения границ 2-х земельных участков; обязать администрацию городского округа Балашиха утвердить и выдать заявителям схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с выдачей согласованных актов согласования местоположения границ земельных участков, площадью по 1100 кв. м каждый, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, <данные изъяты>, напротив д. 27, 29, необходимых для учета в государственном кадастре недвижимости и предоставления их бесплатно в собственность или в аренду на 25 лет.

В судебном заседании заявитель Устинова Г.П. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Заявитель Зорина А.В. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель администрации городского округа Балашиха - Алещенко И.Л., с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 75-79).

Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха своего представителя в суд не направило, представило письменные возражения на заявление (л.д. 115-119).

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 24 июля 2014 года в удовлетворении заявления Зориной А.В. и Устиновой Г.П. отказано.

В апелляционной жалобе Зорина А.В., Устинова Г.П. просят об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха не явился. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения Зориной А.В., Устиновой Г.П., представителя администрации городского округа Балашиха – Алещенко И.Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ст. 3 Закона Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» обращение в письменной форме или в форме электронного документа, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должному лицу в соответствии с их полномочиями, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственных органах и органах местного самоуправления. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан», на основании п. 17 Административного регламента рассмотрения обращений граждан в администрации городского округа Балашиха, утвержденного распоряжением администрации городского округа Балашиха от 12.11.2009. № 156/2-РА, ответ на обращение в администрацию оформляется на бланке руководителя администрации (либо на бланке администрации, либо на бланке соответствующего структурного подразделения администрации) и подписывается ответственным исполнителем (соответственно руководителем администрации, первым заместителем и заместителями руководителя администрации, курирующими данный вопрос согласно распределению обязанностей, руководителями структурных подразделений).

Из материалов дела усматривается, что 15.11.2013 Устинова Г.П. и Зорина А.В. обратились через автоматизированную систему МФЦ Балашиха в администрацию городского округа Балашиха с заявлением, в котором просили принять надлежащие меры по согласованию схем с выдачей актов согласования местоположения границ 2-х земельных участков, площадью по 1100 кв. м каждый, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Лесные пруды, напротив д. 27, 29, для учета их в государственном кадастре недвижимости и предоставления в аренду на 25 лет Зориной А.В. и Устиновой Г.П. (л.д.54-55).

Письмом от 18.12.2013 исх. № ОГ-9653-13 за подписью заместителя руководителя администрации городского округа Балашиха А.В. Маркова Зориной А.В. и Устиновой Г.П. было сообщено, что их обращение подготовлено для рассмотрения на ближайшем заседании комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям (л.д. 56).

15.01.2014 в адрес заявителей направлено сообщение (исх. № ОГ-9653-13) о том, что их обращение от 15.11.2013 рассмотрено 26.12.2013 на комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям, и разъяснено, где можно получить соответствующую выписку из протокола (л.д. 57).

Таким образом, как верно указал суд, требования ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 3 Закона Московской области от 05.10.2006 № 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан», Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков на территории городского округа Балашиха» в части сроков направления и оформления ответов на обращения граждан администрацией городского округа Балашиха нарушены не были.

Отклоняя требования Устиновой Г.П. и Зориной А.В. о признании неправомерными действий администрации городского округа Балашиха, выразившихся в несоблюдении вышеназванного регламента в целом в виде отказа 24.02.2014 заявителям в согласовании схем с выдачей актов местоположения границ, суд исходил из следующего.

Пунктом 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков на территории городского округа Балашиха» установлен перечень оснований для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги, одним из которых является несоответствие местоположения границ земельного участка утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В силу ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса.

Таким образом, право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для личного подсобного хозяйства должно согласовываться с решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Пунктом 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

Как установил суд, Зорина А.В. и Устинова Г.П., зарегистрированные и постоянно проживающие в г. Железнодорожный Московской области, обратились в администрацию городского округа Балашиха с заявлением о предоставлении им в аренду двух земельных участков, площадью по 1100 кв. м каждый, расположенных на землях не разграниченной государственной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Часть 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляет право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В 2011 году Устиновой Г.П. и Зориной А.В. было отказано в предоставлении земельных участков по тем основаниям, что они обратились не по месту своего жительства, и разъяснено, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обязанностью органов местного самоуправления является обеспечение граждан земельными участками по их месту жительства.

12.09.2013 комиссией при администрации городского округа Балашиха было принято решение об отказе в предоставлении Зориной А.В. и Устиновой Г.П. земельных участков в аренду в связи с тем, что ранее испрашиваемый земельный участок был предоставлен под массив жилой застройки для многодетных семей в соответствии с Законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (л.д. 131).

Постановлением администрации городского округа Балашиха от 14.03.2013 № 386/5-ПА утверждены схемы расположения земельных участков, площадью по 0,1000 га каждый, на кадастровом плане территории кадастрового квартала № 50:15:0070701 по адресу: Московская область, г. Балашиха, <данные изъяты>, участки с № 1 по № 21 включительно (всего 21 участок), для индивидуального жилищного строительства (л.д. 80-101). Данное постановление никем не оспорено и не отменено.

В соответствии с законом Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» разработан проект планировочной организации территории трех массивов жилой застройки для многодетных семей по адресам: г. Балашиха, кв-л Абрамцево (41 участок), д. Полтево (105 участков), д. Черное (21 участок).

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая оценка исследованным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы Зориной А.В., Устиновой Г.П. были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 24 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зориной Антонины Васильевны, Устиновой Галины Прохоровны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-25819/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Устинова Г.П.
Зорина А.В.
Другие
Администрация г.Балашиха
Суд
Московский областной суд
Судья
Чиченева Н.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
24.11.2014Судебное заседание
16.12.2014Дело сдано в канцелярию
18.12.2014Передано в экспедицию
24.11.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее