Судья Сиверина Н.А. Дело № 33-660/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вишняковой Н. В. к Администрации Краснощековского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края, Администрации Краснощековского района Алтайского края, Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения
по апелляционной жалобе истца Вишняковой Н. В. на решение Краснощёковского районного суда Алтайского края от 02 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
На основании постановления Администрации Краснощёковского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в с<данные изъяты>, <адрес> в связи с паводком.
На момент объявления чрезвычайной ситуации Вишняковой Н.В. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <адрес>, а ДД.ММ.ГГ было зарегистрировано ее право собственности на жилой дом по <адрес>, в г <данные изъяты> приобретенный по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Вишнякова Н.В. обратилась с заявлением в Администрацию Краснощёковского района Алтайского края о предоставлении ей выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: с. <данные изъяты>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Администрация Краснощёковского района направила Вишняковой Н.В. уведомление *** о том, что она не имеет права на получение социальной выплаты на ремонт жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, в связи с наличием в собственности другого жилья, которое не пострадало от паводка в 2014 году. Администрация пришла к выводу о том, что отсутствуют условия, предусмотренные в п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Вишнякова Н.В. вновь обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт, представив Техническое заключение *** <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригоден для проживания ввиду того, что нормативный усредненный срок службы жилого дома и конструктивных элементов «вышел», дом находится в ветхом состоянии.
Уведомлением *** от ДД.ММ.ГГ Вишняковой Н.В. было вновь отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого <адрес> в с<данные изъяты>, ввиду того, что на момент рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГ указанное техническое заключение не было представлено комиссии, кроме того согласно копии паспорта она зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Вишнякова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Краснощековского района Алтайского края, просила признать незаконным и отменить решение Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения Администрации Краснощёковского района Алтайского края об отказе ей в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>; признать за ней право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
Истица считает отказ Межведомственной рабочей комиссии Администрации Краснощёковского района Алтайского края в предоставлении ей социальной выплаты незаконным и необоснованным, т.к. имеющееся в её собственности жилое помещение в <адрес> является непригодным для проживания. На момент чрезвычайной ситуации Вишнякова Н.В. была зарегистрирована и проживала в <адрес> является населенным пунктом, подвергшимся паводку. В связи с изложенным полагает, что отвечает всем условиям получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, находящегося по адресу: <данные изъяты>.
Представитель истицы Кулешова Е.И., являющаяся ее матерью, в ходе рассмотрения дела поясняла, что дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> принадлежал Кулешовой Е.И. и её супругу с <данные изъяты> года. Дом фактически состоит из двух отдельных квартир (одна из них принадлежит <данные изъяты>.), имеющих обособленные входы, однако в Росреестре эти квартиры значатся как половины (равные доли) жилого дома. В <данные изъяты> году <данные изъяты>, и Кулешова Е.И. стала единственной собственницей дома. В 2012 году Кулешова Е.И. подарила дом Вишняковой Н.В., которая до <данные изъяты> года была прописана по <адрес>, в с<данные изъяты>, хотя задолго до этого уехала в <адрес> и проживала там постоянно. В феврале 2015 года истица приобрела дом по <данные изъяты> в <адрес>, в котором до этого длительное время проживала, в собственность. Указанный дом в зоне затопления не находился. Вишнякова Н.В. планировала реконструировать его и проживать в нем в дальнейшем в условиях, пригодных для проживания. В настоящее время истица производит капитальный ремонт и реконструкцию жилого помещения по <данные изъяты>, в <адрес>: уже залит фундамент дома, приобретены все стройматериалы, необходимые для капитального ремонта дома, истица продолжает проживать в указанном доме. В поврежденном в результате паводка жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, как на момент паводка, так и в настоящее время зарегистрирована и проживает только Кулешова Е.И. Во время паводка уровень воды в доме только в кухне был примерно 5 см от пола, в остальных комнатах и помещениях квартиры воды в доме не было, вода была под полом. Фундамент дома был в воде, поэтому стал разрушаться после паводка и требовал ремонта, равно как и пол в кухне, и постамент под печью. До обращения с иском в суд Кулешовой Е.И. отремонтированы (залиты) фундамент и отмостка по периметру дома, отремонтирован забор, закуплены пиломатериалы. Необходимо заменить пол в кухне.
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в отзыве возражало против удовлетворения иска, считая себя ненадлежащим ответчиком, его представитель в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции просил приостановить производство по делу до вступления в законную силу решения Алтайского краевого суда от 14.09.2015 о признании абзаца 3 п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на и территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года № 234. В удовлетворении этого ходатайства отказано.
В отзыве ГУ МЧС России по Алтайскому краю указано, что дом по <данные изъяты> в с<данные изъяты> включен в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка.
Третье лицо Управление социальной защиты населения по Краснощёковскому району в отзыве указало, что согласно порядку предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 года № 234, органами, формирующими списки граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, являются Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края – уполномоченный орган и администрации городских округов или муниципальных районов Алтайского края - органы местного самоуправления. В соответствии с пунктами 11,14 Порядка Главное управление является главным распорядителем средств, которое доводит до управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края денежные средства, необходимые для предоставления гражданам социальных выплат. В свою очередь, управления перечисляют социальные выплаты на основании утвержденного органами местного самоуправления списка граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, обратившимся за их получением. Таким образом, органы социальной защиты населения не наделены полномочиями по принятию решений о включении граждан в список на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Решением Краснощёковского районного суда Алтайского края от 02 ноября 2015 года Вишняковой Н.В. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истица просит указанное решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, мотивируя тем, что не владеет ни одним жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. Истица полагает, что в силу положений пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 № 447, отсутствует необходимость устанавливать совокупность всех перечисленных там условий. По мнению истицы, законодатель предусмотрел возможность получения социальной помощи как гражданами, являющимися собственниками жилых помещений, пострадавших в результате паводка и требующих капитального ремонта, но не проживающими в этих помещениях, так и гражданами, которые не являются собственниками таких помещений, но проживали там и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют его, но оно также пострадало в результате паводка.
Исходя из нормативных актов, принятых на уровне Алтайского края, для получения гражданином-собственником социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, по мнению истицы, необходимо чтобы он был включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, а принадлежащее ему жилое помещение пострадало в результате паводка и требует капитального ремонта.
На момент паводка истица являлась собственником лишь одного жилого помещения – <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>. Этот дом находился в зоне подтопления и согласно акту обследования поврежден и требует капитального ремонта, в связи с чем истица была включена в соответствующий список. Таким образом, истица полагает, что все необходимые условия для получения ею социальной выплаты на капитальный ремонт соблюдены. При этом тот факт, что истица не проживала и не проживает в доме, пострадавшем в результате паводка, не имеет юридического значения и не является основанием для ограничения ее права на получение социальной выплаты. Решение суда об отказе в иске по этому основанию является незаконным, основано на неверном толковании материального закона.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 № 254 введен с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одновременно отмечено, что в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй. В Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г. Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.
В связи с паводком в селах Краснощёково, Маралиха, Усть-Пустынка, Карпово режим чрезвычайной ситуации (ЧС) был объявлен постановлением Администрации Краснощёковского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
Вишнякова Н.В. являлась собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ (л.д. 10).
Этот дом пострадал от паводка, включен в Список на предоставление единовременной материальной помощи, а также на оказание финансовой помощи за частично утраченное имущество (л.д. 59-65).
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года *** от ДД.ММ.ГГ, составленному в отношении собственника второй половины дома Кулешовой Е.И., в этом доме поврежден фундамент и отмостка, деформирован пол, разрушен фундамент печи, требуется капитальный ремонт (л.д. 67).
04 июля и ДД.ММ.ГГ Вишнякова Н.В. обращалась с заявлениями о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта указанного жилого дома, однако в их удовлетворении администрацией Краснощековского района было отказано в связи с тем, что истице на праве собственности принадлежит второе жилое помещение, расположенное в <адрес> по <данные изъяты> (л.д. 8, 9, 95-97).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 11) истица и ее супруг Вишняков Ю.А. приобрели в общую долевую собственность жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по пер. <данные изъяты> в <адрес> по договору купли продажи доли земельного участка с расположенным на нем жилым домом *** от ДД.ММ.ГГ.
Этот жилой дом заключением Межведомственной комиссии администрации города Барнаула для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ признан подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилому помещению (л.д. 93-94). Согласно техническому заключению от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты>» <адрес> жилом доме по <данные изъяты> в <адрес> имеет физический износ <данные изъяты>%, ветхое техническое состояние и непригодна для проживания (л.д. 16-36).
Однако указанное состояние дома по <данные изъяты> не находится в причинной связи с паводком, поскольку этот дом согласно представленной ГУ МЧС России по Алтайскому краю информации в зоне паводка не находился (л.д. 130).
Согласно подп. «а» п. 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2015 №447, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года определены в Порядке предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края №234 от 17.06.2015, в пункте 4 которого (в редакции по состоянию на дату обращения истицы и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) указано, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Пункт 4 в части был признан недействующим решением Алтайского краевого суда от 14.09.2015 по делу № 3-171/2015, однако указанное решение не вступило в законную силу и было отменено определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 по № 51-АПГ15-28, в иске о признании абзаца 4 пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, отказано.
Буквальное содержание приведенной нормы (пункта 4 указанного Порядка) предполагает, что для возникновения права на получение социальной выплаты должны присутствовать все указанные условия одновременно.
Мнение ответчицы, выраженное в апелляционной жалобе о том, что право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта имеют как собственники, так и иные лица, проживающие в доме, поврежденном в результате паводка, то есть что каждое из указанных условий самостоятельно влечет возникновение права на выплату, является несостоятельным, основано на неверном толковании закона.
Поскольку на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты истица имела другое жилое помещение, не поврежденное в результате паводка, а также, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается стороной истца, не проживала в пострадавшем доме на момент паводка, администрация Краснощековского района обоснованно пришла к выводу об отсутствии у истицы права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт и отказала в ее предоставлении.
В связи с этим и решение суда об отказе в удовлетворении иска является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела и основаны на неверном толковании материального закона, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Краснощёковского районного суда Алтайского края от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Вишняковой Н. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: