Дело № 2-1042/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Хлебниковой И.А.,
с участием истца Шкуратовой С.В.,
09 марта 2016 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкуратовой С.В. к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Шкуратова С.В. обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд признать незаконным бездействие Комитета строительства Волгоградской области по предоставлению благоустроенного жилого помещения и обязать ответчика обеспечить её благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением <данные изъяты> суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ её родители ФИО5 и ФИО6 лишены в отношении неё родительских прав. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Шкуратова С.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый министерством образования и науки Волгоградской области. Однако, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает её жилищные права, поскольку она не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ей государством жилья.
Истец Шкуратова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом. Согласно ранее представленного отзыва, Хмелева Н.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит отказать в удовлетворении иска, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Шкуратова С.В. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под № по <адрес>, под № по <адрес>. В настоящее время в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, проводится работа по оформлению 28 квартир в оперативное управление Государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» и отнесению данных жилых помещений к специализированному жилищному фонду. В Николаевском, Палласовском, Октябрьском районах ведется строительство 24-х квартирных жилых домов. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В Котовском районе проводятся мероприятия по завершению строительства многоквартирного жилого дома на 12 квартир. В г. Волгограде ведется строительство многоквартирного жилого дома на 210 квартир. В Среднеахтубинском районе завершено строительство 28 квартир по договорам долевого участия в строительстве. В 2016 году комитетом планируется приобретение жилых помещений в Волгоградской области. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность Волгоградской области, Шкуратовой С.В. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Шкуратовой С.В. жилым помещением.
Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».
В ходе судебного разбирательства установлено, что Шкуратова С.В. является дочерью ФИО5 и ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении № (л.д.15).
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении своей дочери Шкуратовой С.В. (л.д.7-10).
Исходя из этого, Шкуратову С.В. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на неё распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Шкуратова С.В. определена в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 11).
Сведения о принадлежности Шкуратовой С.В. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» № от ДД.ММ.ГГГГ данные о правах Шкуратовой С.В. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 21).
В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Шкуратова С.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, как следует из пояснений истца Шкуратовой С.В., она в настоящее время не обеспечена каким-либо жильем. По данному вопросу она обращалась к ответчику, и согласно информации Комитета строительства Волгоградской области Шкуратова С.В. включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под № по <адрес>, под № по <адрес>.
Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление Шкуратовой С.В. жилого помещения нарушает её конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Шкуратовой С.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа, а также какой- либо очередности.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Материалами дела также установлено, что Шкуратова С.В. достигла совершеннолетия, следовательно, у неё возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении Шкуратовой С.В. обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым Шкуратовой С.В. представлено не было.
В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории города Волгограда отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность Шкуратовой С.В. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Шкуратовой С.В. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Шкуратовой С.В., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Шкуратовой С.В. к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и об обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Шкуратовой С.В. к Комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным бездействия и об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета строительства Волгоградской области по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Шкуратовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Шкуратовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа – город-герой Волгоград по договору социального найма специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 марта 2016 года.
Председательствующий: Юрченко Д.А.